Разрабатывая новую философию быта, архитекторы середины прошлого века уделяли особое внимание наполнению пространства своих зданий. Мебель должна была подчеркивать линии конструкций, не привлекать к себе лишнего внимания и при этом оставаться удобной и функциональной. Для этого течения характерны простые линии и отсутствие пестрого декора. Мебель сама по себе стала предметом декора.

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

В то время как многие ассоциируют дизайн периода модерна середины века с 1945-1965 годами, один из самых ранних примеров мебели этого течения был разработан в 1934 году, когда Кэм Вебер задумал свое легендарное кресло Airline Chair. Своеобразный прорыв в дизайне произошел благодаря Алвару Аалто, чье кресло model no. 397 было представлено в 1932 году. Главной его особенностью было использование изогнутой прессованной фанеры. Эта техника имела огромный резонанс в будущем. Технологии и материалы Аалто еще более лихо были применены Чарльзом и Рэй Имз, знаменитым дизайнерским дуэтом, который в 1945 году выяснил, как создать устойчивые кривые соединения из фанеры. Своими новшествами дизайнеры упорядочили жесткую геометрию ар-деко и стали своего рода связующим звеном между ар-деко и модерном, во многом определив развитие американского и европейского дизайна ХХ века.

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

Со временем Имзы начали сотрудничать с Германом Миллером. Это партнерство оказалось довольно плодотворным. С Миллером Имзы создали "Металлический стул" — двухсекционный стул, сиденье и спинка которого были сделаны из фанеры и прикреплены к хромированному обрамлению. Также в рамках сотрудничества дизайнеры разработали стул DAR, корпус которого был сделан из жесткого стеклопластика. Сегодня эти кресла производит швейцарская мебельная компания Vitra и они по-прежнему пользуются популярностью, так как органично вписываются в современный интерьер.

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

Пожалуй, самой успешной разработкой Имзов для Германа Миллера стало их легендарное кресло Lounge Chair and Ottoman, сделанное при помощи изогнутой фанеры из красного дерева и кожаной обивки. Несмотря на массовое производство, сейчас примеры этих произведений конца 1950-х и начала 1960-х являются ключевыми лотами мебельных аукционов.

К другим примечательным модерным дизайнерам мебели можно отнести скульптора Гарри Бертойю, который разработал проволочные стулья, и Исаму Ногути, знаменитого благодаря его стеклянному журнальному столику на деревянной основе, производства Herman Miller. Ногути также разработал биоморфные диваны для Миллера и столик с пластмассовым покрытием овальной формы для Knoll.

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

Весомый вклад в развитие модерного дизайна сделали и представители скандинавской школы. Бьорген Могенсен разработал стулья, отличающиеся элегантной простотой, которые гармонизируют форму и функциональность. Знаменитый дизайнер Арне Якобсен разработал целый ряд экстравагантных кресел, к своим разработкам он подходил с особенной изощренностью. Финн Юль применил более скульптурный подход для его деревянно-каркасных конструкций — даже разработанный ним журнальный столик выглядит как произведение искусства. Что касается Ханса Вегнера, он сделал стул, который был так высоко оценен, что его использовали Никсон и Кеннеди во время президентских дебатов 1960 года.

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

Еще одним ведущим дизайнером мебели середины века был Джордж Нельсон. По многим причинам большинство его разработок производились компанией Herman Miller, среди самых знаковых работ — причудливый диван "Маршмеллоу" и минималистичное кресло Coconut.

Завершают эру Джордж Накашима, который совместил эстетику середины века с грубым натурализмом 1960-х годов. Деревянная кушетка Накашимы 1963 года своим основанием и обивкой напоминает один из объектов Джорджа Нельсона, но незавершенные края в верхней части спинки делают ее отличной от всех предшествующих предметов. Столы и журнальные столики от Nakashima также оснащены необработанными краями, их поверхности изготовлены преимущественно из цельных брусьев грецкого ореха и других лиственных пород. 

Причудливая простота: модерн середины века в мебельном дизайне

Джордж Нельсон, Эдвард Вормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имз и Йенс Рисом