Наступаю на ногу низкорослому Роршаху из "Хранителей", протискиваюсь между двумя ушастыми "готичными лолитами", толкаю плечом шлемоголового дикаря из постъядерной пустыни, пачкаю чем-то зеленым локоть, случайно задев широкую спину Халка, — и все ради того, чтобы сделать несколько эпохальных снимков пестрой толпы косплееров с моим указательным пальцем в центре кадра.


— Попрошу всех участников уйти со сцены, остаться — только капитана Америку!  объявляет ведущий и анимешные красотки, эльфийские девы, роботы и мутировавшие ницшеанские сверхчеловеки нехотя разбредаются по залу. 


Я сдвигаю на затылок резиновую хоккейную маску Джейсона Вурхиса, арендованную за 10 гривен на полчаса. Лицо вспотело да и вообще - нелепость какая, в одиночку бродить в бутафорской маске маньяка из доисторического слэшера. Все равно что жечь тополиный пух  в компании это выглядит детской шалостью, но стоит предаться этому занятию без группы поддержки, как ты уже начинаешь вызывать опасение у прорастающих сквозь дворовые лавочки старушек. Возвращаюсь к стенду с прокатными костюмами, протягиваю Джейсона.


 Тут только что вернули Франкенштейна, будете брать?  интересуется девушка-костюмер, окончательно вгоняя меня в краску и заставляя поспешно ретироваться в броуновский хаос Kyiv Comic Con.

1
40 лет, надо же! Еще шевелил бровями генсек Брежнев, рвал струны Высоцкий и пылила ракетами гонка вооружений, а в каком-то зачуханном Сан-Диего толпы фанатов расхаживали в обтягивающих трико супергероев, встречались с живыми классиками НФ, размахивали джедайскими мечами, обменивались игрушечными бэтменами и продавали душу за раритетный комикс из лимитированной серии. Что мы могли противопоставить разъедающей железный занавес заокеанской поп-культуре, кроме оборонного комплекса? "Мурзилку", "Веселые картинки", в лучшем случае  патриотические комиксы о героях гражданской войны. Шансов, что постсоветские территории, воспитанные на Толстом и Достоевском, когда-нибудь всерьез воспримут культуру графического романа, были ничтожны. Даже в 90-е, когда на книжных развалах появились выпуски комикс-журнала "Муха", это выглядело эстетским развлечением для горстки упоротых гиков.


Ничего особенного там не будет, настраивал я себя по пути в Украинский дом, соберутся ролевики с картонными мечами и в кольчугах из маминых свитеров, торговцы книгами, завсегдатаи фэндомов и несовершеннолетние геймеры. Ну и кто там еще может забрести: готы, хиппи и гуппи. Впрочем, легкое беспокойство все же было  аккредитацию журналистов на это знаковое событие закрыли дня за три до времени Ч. Примечательно то, что получить доступ в пресс-зону Каннского кинофестиваля можно чуть ли не в день открытия, а тут... Бюрократы чертовы, цену себе набивают, скептически думал я, неспешно направляясь в сторону Европейской площади.


Но, как пишут начинающие фантасты, реальность превзошла мои самые смелые ожидания. Реальность первого украинского Comic Con началась с очереди длиною в полкилометра. Очередь стояла покорно, несмотря на нарастающий жар утреннего солнца, безропотно и благоговейно, как первые посетители мавзолея на Red Square. Шансов попасть к параду косплеев, который должен был начаться с минуты на минуту, практически не было. 

 Да я тут уже почти час стою,  скорбно сообщила девица в футболке с принтом Миядзаки, шмыгнула носом и обратилась к своему спутнику.  Надо было к эльфам на хвост падать. Или к хардплеерам. 


Первый этаж Украинского дома был оборудован под большой лекторий, со слайд-проектором и собственной программой, которую я хладнокровно пропустил, едва закончилось косплей-дефиле. Под стенами холла-лектория выстроились сувенирные лавки, пункты проката фантастических нарядов, висели картины. Некоторых героев я вроде бы узнавал, но идентифицировать все равно не мог. Перед лестницей второго этажа неизвестный мне живописец уверенными штрихами расчерчивал длинное горизонтальное полотно, сквозь которое один за другим проступали силуэты фантастических существ.


 Ой!


Существо, в которое я врезался, поправило на голове картонную коробку, совмещая зрительные рецепторы со смотровыми щелями.


 А ты кто?

1

— Я герой компьютерной игры Блждщгщш Цтокр! — пискляво и важно сообщило существо.

То есть название звучало как-то по-другому, но суть не менялась. Я не знал и половины представленных на Comic Con персонажей, игр, аллюзий и реминисценций. А ведь был еще второй этаж  с игровой зоной, где (слава богу) шпилили в знакомый GTA, кафе для сладкоежек, которое обслуживали готичные лолиты, и двумя лекционными аудиториями, разделенными на Светлую и Темную стороны. В Светлой людей было не то чтобы много  там вдохновенно вещали что-то о сериалах. Зато в Темную, где витийствовал неистовый украинский фантаст Аренев, слушателей набилось под завязку. Чем не живой классик, с удовлетворением решил я и похвалил себя за предусмотрительно пустой кошелек — на одни только комиксы тут легко можно спустить пару тысяч гривен.


Секс, насилие и фрейдизм, краеугольные камни комиксостроения, импортированные в нашу заповедную реальность, оказались прочным фундаментом для здания Comic Con. Спускаясь со второго этажа, встречаю вполне натурального кхала Дрого. В окружении восторженных поклонниц дотракийский царь кажется не менее реальным, чем его прототип из "Игры престолов".


 Все на Темную сторону силы! Печеньки!  громогласно басит кто-то за спиной. Оглянувшись, я ожидаю увидеть лорда Вейдера, но вижу пожилого прилично одетого мужика, в котором совсем не читается поклонник комиксов, однако же... Возвращаюсь к прокату костюмов и после недолгого колебания спрашиваю:


 Франкенштейна не надо. Скажите, а кто у вас есть еще?


Смотрите также: Посетители Kyiv Comic Con.