В свое время Саша и Женя впервые привезли в Киев Kronos Quartet, организовали фестиваль новой музыки в рамках "Книжного Арсенала" и 10-часовой фортепианный концерт нон-стоп французского пианиста Николя Горвата в помещении занятого тогда протестующими "Дома архитектора", накануне трагических событий этого февраля. Их последний проект "Архитектура голоса" — исследование академических вокальных практик в рамках городского пространства. С ним у киевлян появилась необычная возможность попасть на классический концерт в старинной церкви, планетарии или центральном ЗАГСе. Но, пожалуй, самым необычным в программе стал прошедший в минувшее воскресенье концерт в действующем спортивном бассейне "Олимп", во время которого зрителям можно было купаться. Подобный формат далек от привычного консерватизма филармоний, как от Луны, и заставляет взглянуть на академическую музыку по-новому. "Архитектура голоса" для Саши и Жени — проект очень личный, и мы решили познакомиться ближе как с ним самим, так и с создателями.

 

О музыке из детства

Женя: В раннем возрасте слушают то же, что и родители. Какое-то время ты ограничен их выбором. Я, например, пассивно слушал рок, разного рода французов и советскую музыку вроде Агузаровой.

Саша: Я слушала The Beatles и различные афроамериканские коллективы, часто с довольно забавной музыкой. Еще были пластинки со сказками. Например, "Робин Гуд", там было много песен, я все их знала наизусть.

1

О новой музыке

Саша: Несмотря на кажущуюся размытость, понятие new music очень четко определено. Этот английский термин обозначает всю композиторскую академическую музыку, написанную во второй половине ХХ века. Сюда также входят импровизационная музыка и новейшая музыка, написанная за последние 10–20 лет. У нас этот термин еще не прижился, и многие не понимают, о чем речь, думают, кто-то новую песню выпустил или альбом.

Женя: Большинство новой музыки невозможно классифицировать по жанру. Если в 60-х это был авангардный джаз, то со временем эти границы все больше расплываются. Теперь это что-то на стыке классики, джаза, импровизации. Плюс новые технические возможности.

 Об "Архитектуре голоса" 

Женя: "Архитектура голоса" — это музыкальная прогулка по Киеву через важные для нас обоих места. Суть в том, что в каждой точке музыка должна работать совершенно по-особенному. Когда мы задумывали проект, о слушателях думали в последнюю очередь.

Саша: Эта музыкальная программа сработала бы и в обычном концертном зале. Но мы хотим расширить рамки. Цель — заманить в наши сети как можно больше людей. Ведь многие приходят, потому что им кажется необычным попробовать послушать музыку в бассейне или в ЗАГСе. Через такой формат по-новому проступает актуальность самой музыки.

Женя: Локация — это дополнительное визуальное или тактильное впечатление. Нет ничего плохого в том, что некоторые приходят именно из-за необычного формата. Так или иначе они погружаются и в музыку, а увлечь нового слушателя всегда достижение.

Саша: Договариваться о необычных локациях не всегда просто. Некоторые оказываются не в восторге от идеи, другие, напротив, относятся к ней с благоговением. Вот все работники бассейна были в восторге. Мы слышали, как директор гордо говорил одному из рабочих: "Коля, я сегодня не могу, ты же видишь, у меня концерт".

 

О непредсказуемых моментах

Женя: В организации массовых мероприятий всегда находится место для импровизации. Можно наметить себе какую-то линию, но стоит быть готовым к тому, что все может измениться в последний момент.

Саша: В Украине этот процесс особенно интересен. Тут всегда стоит быть готовым, что в последний момент все может рухнуть. С другой стороны, до самой последней секунды ты можешь повлиять на ситуацию и что-то исправить. И в этом, я считаю, большой плюс. В Европе все иначе работает, все нюансы оговариваются и согласовываются заранее, а многие вещи с организационной точки зрения оказываются просто невозможными из-за формальностей.

1

О культуре

Женя: У нас в стране период буйного творчества. Если посмотришь на фасад любого дома, то увидишь, что все балконы оформлены по-разному. У кого-то вагонка, у кого-то алюминий, резьба, плющ или вообще клеенкой все завешено. И дело не только в достатке, люди самовыражаются.

Саша: Культура направлена не на консервацию, а на созидание. И в таких вульгарных формах она тоже проявляется. Относиться к этому с привычным многим снобизмом — недальновидно.

О музыке в повседневной жизни

Саша: Я в наушниках редко музыку слушаю. Это что-то вроде профессиональной деформации: когда много слушаешь по работе, в свободное время хочется отдохнуть. В последнее время стала слушать меньше, накопилась усталость. Надо понемногу освобождать личное пространство.

Женя: Недавно у меня тоже была довольно долгая пауза, слушал в основном аудиокниги. Но сейчас возвращаюсь к прослушиванию музыки. Последнее открытие — подборки записей различных девиантно-маргинальных коллективов. Часто душевнобольные и маргиналы делают прекрасную музыку, без шуток.

Об имидже

Женя: Когда мы только основали "Ухо", очень рассчитывали на друзей. Готовы были сами их привозить на концерты. Теперь аудитория довольно большая, но сами мы предпочитаем оставаться в тени. Это, может быть, плохо для личного имиджа, но хорошо для самого агентства.

1

О влиянии на аудиторию

Женя: Мы навязываем аудитории наш вкус. Хотя, конечно, не ставим задачу заставить всех слушать то же, что и мы. По крайней мере, мы хотим показать, что существует целый пласт новой музыки, и о ней стоит узнать хотя бы для общего развития. Интересно, что в Европе такую музыку в основном слушает старшее поколение. А мы пытаемся навязать ее молодой аудитории, и, в общем-то, у нас получается.

Саша: Нет универсальных средств, чтобы привлечь аудиторию. Мы просто предлагаем много разного, делаем программу максимально вариативной. От каждого из 50 концертов, которые мы провели, у людей остались абсолютно разные впечатления.

О ролях

Женя: Изначально мы занимались проектом равномерно вдвоем, потом я начал участвовать в нем радикально меньше. Саша — наше первое лицо и директор. Я называю себя арт-директором. Программу мы составляем вместе и какие-то ключевые решения принимаем вместе, но большую часть работы все равно делает Саша.

Саша: Практика показала, что даже таким скромным коллективом можно делать масштабные проекты. Нет ничего невозможного.

 

О мечте


Саша: Мечтаем когда-нибудь уехать жить в Сан-Франциско. Это финальная точка назначения, когда все будет сделано и все планы осуществлены.