Поиск

Борис Виан в кино

Борис Виан в кино

Три амплуа

Сегодня на Одесском кинофестивале состоится украинская премьера фильма Мишеля Гондри «Пена дней» с Одри Тоту и Роменом Дюри в главных ролях по роману французского писателя Бориса Виана, а 18 июля картина выйдет в широкий кинопрокат. Что связывало Виана с кино - в подборке Buro 24/7 Украина.

Писатель-модернист, принадлежавший к послевоенному поколению 40 - 50-х, Борис Виан опередил свое время, став по-настоящему популярным только начиная с 60-х, когда его уже не было в живых. Жан-Поль Сартр признавал его писательский талант, а Серж Генсбур - музыкальный. По иронии судьбы, при жизни Виана успехом пользовались лишь те романы, которые он написал под псевдонимом Вернон Салливан. Его восприятие как писателя было абсолютно уникальным: он склонялся к сюрреализму, выдумывал собственный лексикон, обладал очень тонким чувством юмора. Кино и Виана связывает многое: фильмы, сценарии, песни, роли и, наконец, смерть. 

Роли в кино

Борис Виан в кино (фото 1)

Кадр из фильма "Опасные связи" (1959)

Актерская карьера Виана была скорее эпизодом в его жизни, нежели страстным увлечением. Он входил в число парижской богемы, поэтому его появление в кино нельзя назвать удивительным. Интересно, что писатель выбирал не просто фильмы, а экранизации известных художественных произведений: в масшабном проекте «Собор Парижской Богоматери» (1956) с Джиной Лоллобриджидой в главной роли он исполнил роль кардинала Карла II де Бурбона. В 1959 году на экраны вышла интерпретация романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», снятая Роже Вадимом, в которой Виан сыграл роль Превана. 

Последней актерской работой француза стала драма «Прекрасный возраст», где он и его жена Урсула Кюблер сыграли одноименных героев. 

Музыка Виана в кино

Виан сделал многое для французского джаза. Он не только размышлял о нем на страницах печатных изданий и служил тем самым звеном, которое соединяло американский джаз и французскую столицу, но и сам играл на трубе и писал музыку, которую в качестве саундтрека используют до сих пор. Он написал заглавную песню к «Девушке из Гамбурга» (1958), а в начале 60-х его композиция Il Mare зазвучала сразу в двух фильмах: «Верхом на тигре» и «Рокко и его братья» Лукино Висконти - одном из лучших фильмов с участием молодого Алена Делона. Лучшую песню Виана Le Déserteur можно услышать в мини-сериале Ah, c'était ça la vie!.

Экранизации прозы Виана

Борис Виан в кино (фото 2)

Борис Виан в кино (фото 3)

Кадры из фильма "Пена дней" (1968)

История экранизаций романов, пьес и рассказов Бориса Виана тянется с 1952 года. Самый популярный роман писателя - сюрреалистическую, трогательную и грустную историю любви Колена и Хлои «Пена дней» - переснимали четыре раза: в 1968 во Франции, в 1993 в Германии, в 2001 в Японии и, наконец, в 2013 снова во Франции.

Борис Виан в кино (фото 4)

Борис Виан в кино (фото 5)

Кадры из фильма "Пена дней" (2013)Борис Виан в кино (фото 6)

В новой ленте в роли хрупкой Хлои, в чьих легких распускается лилия, не давая ей дышать, трудно было представить кого-то, кроме Одри Тоту. Тема болезни в первоисточнике не случайна: Виан сам отличался слабым здоровьем. В сюжете также нашло отражение его восхищение Сартром. У режиссера этой экранизации очень схожее с Вианом видение мира - гиперреальное, балансирующее на грани фантазий и будничной жизни.

В 1959 году Борис Виан умер от сердечного приступа прямо в зале кинотеатра, куда он пришел на предпросмотр фильма, снятого по его скандальному роману «Я приду плюнуть на ваши могилы». Виану эта экранизация беспощадной истории мести стоила многих лет жизни: он адаптировал роман и продал права на него еще в 1948 году, и до середины пятидесятых его несколько раз перекупали разные компании. В итоге за Вианом совершенно не осталось права голоса. Он хотел, чтобы его имя убрали из титров, но не мог предвидеть, что оно будет связано с фильмом навечно: сердце Виана выдержало лишь первые десять минут.

Борис Виан в кино (фото 7)

Кадр из фильма "Я приду плюнуть на ваши могилы" (1960)

Больше