Поиск

Artsy рассказали, почему герои картин так редко улыбались

Artsy рассказали, почему герои картин так редко улыбались

Одной загадкой меньше

Текст: Buro 24/7


Плохая гигиена полости рта ни при чем

В наше время улыбка считается признаком дружелюбия и открытости, и редкие фото обходятся без нее. Но в истории портретной живописи этот вид мимики довольно редкое и неоднозначное явление. Издание Artsy выяснило, почему герои картин так редко улыбались.

"Для большей части истории человечества открытая улыбка была "глубоко немодной", отмечает писатель Николас Дживс в своем эссе "Серьезность и ухмылка: улыбка в портретной живописи" (The Serious and the Smirk: The Smile in Portraiture). И дело не в плохой гигиене полости рта. Последняя была настолько распространенным явлением, что абсолютно не конфликтовала с тогдашней привлекательностью.

Ответ гораздо проще. Чтобы сделать "улыбчивое" селфи, сегодня нам понадобится пару секунд и одно нажатие на кнопку, в то время как рисование художественного произведения занимает несколько часов. Согласитесь, держать улыбку слишком долго не самое приятное занятие, и уже спустя пару минут лицо превращается в гримасу. Вряд ли заказчик портрета остался бы доволен результатом.

Художник итальянского Ренессанса Антонелло да Мессина был одним из немногих, кто постоянно возвращался к улыбке в своих работах, например в "Портрете молодого человека" 1470 года.

Мессина работал в голландской технике масляной живописи, предполагавшей непосредственное наблюдение за природой. Дискуссии ведутся по поводу "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. Критики не могут прийти к единому мнению, является ли натянутая улыбка Джоконды кокетливым приглашением или выражением презрения.

Кроме того, к XVII веку среди европейских аристократов сформировалось мнение, что обнаженные зубы в обществе и в искусстве — являются непристойным выражением, характерным для низших слоев общества: пьяниц и театральных исполнителей. Как раз в это время голландские живописцы, такие как Ян Стен, Франс Халс, Юдит Лейстер и Геррит ван Хонтхорст, свободно запечатлевали улыбающихся представителей низших классов. Например, скрипач на картине "Веселый скрипач" ван Хонтхорста (1623) выпивает чашку вина перед зрителем, а на полотне "Концерт" Лейстер (1623) трое мужчин, похоже, находятся на грани ménage-à-trois.

На этих художников, несомненно, повлиял Караваджо, на картине "Триумфальный Эрос" (1602) которого обнаженный молодой Эрос со стрелами в руках нахально улыбается зрителю.

С другой стороны, скрытные улыбки с закрытыми губами, такие как у Моны Лизы, на элегантных портретах женщин из высшего общества ("Портрет Изабеллы Брант" (1620-25) Питера Пауля Рубенса; "Донна Исабель де Порсель" (до 1805 года) Франсиско де Гойи и "Мадам Жак-Луи Леблан" (1823) Жана Огюста Доминика Энгра) расценивались как сексуальная доступность.

 

Почти сразу после изобретения фотографии, в середине XIX века, мимолетная улыбка стала стандартной частью портрета. Современные портретисты подарили миру искусства тревожные улыбки, имеющие социально-политическое значение. Так, на картине "Портрет художника как тень его прежнего я" (1980) Керри Джеймса Маршалла изображен художник с широкой улыбкой, растянувшейся от уха до уха, и белыми зубами.

В работе упоминается роман Ральфа Эллисона "Человек-невидимка", намекая на расистские карикатуры и изображения чернолицых менестрелей. А за гиперболизированными автопортретами Юэ Миньцзюня с маниакальными усмешками, в которых он воспроизводит позы из культовых произведений западного канона, скрывается социально-политическая критика.



Является ли улыбка выражением эмоций или способом утаивания? "Как бы там ни было, ее восприятие на протяжении всей истории искусства многое говорит о нашей готовности по-настоящему увидеть себя и окружающих", подытоживает редактор Artsy Джулия Волкофф.

Читайте также:

Американская художница показала, как выглядела бы Мона Лиза, будь она азиаткой.

Эксперты уверены, что нашли ранее неизвестный портрет Да Винчи.

Больше