Поиск

Канны — 2017: Звягинцев и нелюбовь к Украине

Канны — 2017: Звягинцев и нелюбовь к Украине

Дневник фестиваля

Текст: Buro 24/7


О чем новый фильм титулованного российского режиссера

Накануне старта Каннского фестиваля Шарлотта Генсбур дала глянцевому приложению Le Monde типичное для себя самоуничижительное интервью. Говорит, что никогда не была красавицей. А на фоне Марион Котийяр и не актриса никакая. И вообще во Франции ее везде зовут из уважения к папе и маме, потому большую часть времени она сейчас проводит в Нью-Йорке. 

Дорогие нью-йоркские друзья, найдите Шарлотту и расцелуйте ее от всех нас. Канны — 2017: Звягинцев и нелюбовь к Украине (фото 1)

Совсем другие чувства вызывает новый фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь".

Россия, 2012 год, канун конца света, назначенного индейцами майя на 21 декабря. Женя и Борис никогда не любили друг друга и теперь разводятся. Женя вышла замуж, чтобы съехать от матери-идиотки. Боре нужна была семья, чтобы устроиться на хорошую работу, где царит православный шариат. Одним декабрьским утром исчезает последнее, что стояло на пути их свободы, — их 12-летний сын Алеша.

"Нелюбовь" — это изначально обреченная операция по поиску того, чего не было и быть не может. Теплых чувств, которые герои никогда не испытывали друг к другу и, возможно, не способны испытать вообще.

Персонажи Звягинцева традиционно говорят на слегка инопланетянском русском (Мать: "Чё ты такой квелый? Заболел, что ли?". Сын: "Ничего я не квёлый!"). Но диалоги никогда не были сильной стороной этого режиссера — зато ему блестяще удаются паузы и звенящее молчание. Скажем, когда классная руководительница вытирает мокрой тряпкой школьную доску, а за окном — серые сумерки и белый безразличный снег.Канны — 2017: Звягинцев и нелюбовь к Украине (фото 2)Тема безразличия, которое во многом определяется культурой и территорией проживания, — самое важное, о чем говорит "Нелюбовь". Чтобы никто не сомневался в том, что это не просто маленькая частная история, а приговор целой стране, в самом конце фильма Звягинцев показывает главную героиню, которая занимается на беговой дорожке в спортивном костюме с крупной надписью Russia.

В том же финале звучит отрывок из пропагандистской программы Дмитрия Киселева о ситуации на Донбассе. Это разворачивает фильм в неожиданную сторону и неизбежно вызывает серьезный вопрос — не примет ли иностранная аудитория его слова за чистую монету?

Разумеется, для думающих людей, которые знают контекст, Киселев, вещающий о распятых младенцах и Америке в виде радиоактивного пепла, — фигура комическая, петрушка, арлекин. 

Но международная публика не знает такого героя и в этот момент уж точно не думает о политических тонкостях. Она смотрит душераздирающий фильм о безразличии, которое приводит к трагедии. Перед ее глазами проходит парад людей, которым все равно: матери, дети, менты, врачи. В итоге последнее, что она выносит из зала, — слова диктора о деморализованной украинской армии и белых батонах хлеба среди разорванных снарядами тел.

Если художнику и "оскаровскому" номинанту Звягинцеву можно простить определенное простодушие, то продюсер фильма Александр Роднянский не может этого нюанса не понимать.

Мы говорим о Роднянском, который создал первый украинский телеканал европейского уровня — "1+1".

Мы говорим о Роднянском, благодаря которому появился первый украинский сериал "День рождения Буржуя".

Мы говорим о Роднянском, который давно уехал из Украины и стал частью истеблишмента совсем другой страны.

Мы говорим о Роднянском, точно знающем, когда от любви остаются только квадратные метры, которые нужно поскорее и как можно выгоднее продать. 

 

Читайте также: 12 фильмов Канн, которые ждут все.