Поиск

Канны – 2019: “Додому” – маленькое кино с высоким чувством собственного достоинства

Канны – 2019: “Додому” – маленькое кино с высоким чувством собственного достоинства

Украинский фильм

Текст: Buro 24/7


Главный редактор BURO ведет дневник с Каннского фестиваля

В программе "Особый взгляд" в Каннах состоялась премьера дебютного полнометражного фильма Наримана Алиева "Домой".

В киевском морге крымскому татарину Мустафе (Ахтем Сейтаблаев) выдают тело его старшего сына, погибшего в зоне АТО. В его смерти Мустафа винит девушку из захламленной квартиры с православными иконами на стене. Он забирает у нее Коран (“книга на арабском в чехле”) и вместе с младшим сыном-студентом Алимом (Ремзи Билялов) отправляется в сторону Крыма. Алим думает, что уедет максимум на неделю, строгий и набожный Мустафа уверен, что они уезжают навсегда. 

Канны – 2019: “Додому” – маленькое кино с высоким чувством собственного достоинства (фото 1)

Еще даже не посмотрев фильм, критики говорят о его сходствах с “Возвращением” Андрея Звягинцева: тоже дебют, почти такая же лодка на постере, и даже название похожее. 

Правда, в отличие от своего российского коллеги, Нариман Алиев не перегружает кино символами и знаками. Розовый рюкзак – это просто розовый рюкзак, а не скорбящая Дева Мария, спустившаяся с небес, банан – это просто банан, а красивая серебряная зажигалка нужна для того, чтобы кое-что поджечь, когда это будет нужно.

Алиев не перегибает с пафосом, хотя мы понимаем, что главный герой возит в машине российские номера из-за аннексии Крыма, а его сына убили на Донбассе из-за кремлевской пропаганды. 

“Домой” (Evge) – это маленький фильм с высоким чувством собственного достоинства, роуд-муви, противопоставляющее суровую традицию и бесшабашную юность, долгую память отца и уверенность сына, что жизнь начинается с чистого листа.

Это неидеальное кино, у которого местами хромает драматургия (все тот же рюкзак, украденный сельским бычьем, внезапно возвращается к героям невредимым, и даже с деньгами), но было бы странно ждать от дебютанта идеала. Вольно или невольно режиссер Нариман Алиев, ранее снявший несколько короткометражек со своими родственниками и взявший на одну из главных ролей в “Домой” своего двоюродного брата Ремзи, посвящает этот фильм своим дедам, прадедам и тем, кто родится уже после.  Его картина еще раз заставляет говорить о стойкости и благородстве крымских татар, во второй раз за 70 лет теряющих свою родину. "Домой" можно трактовать как тихий политический манифест, а можно смотреть как драму о двух родных людях в одной машине и на крупных планах удивляться тому, какое же у актера Ремзи Билялова интересное ухо.

 

Читайте также: Канны – 2019: "Вечный свет". Гаспар Ноэ защищает женщин (и ведьм).

Оставьте комментарий

Больше