Поиск

Что посмотреть: \"Платформа\", дистопический хоррор с адской высокой кухней

Что посмотреть: "Платформа", дистопический хоррор с адской высокой кухней

Неравенство и капитализм

Текст: Настя Сидько


Классовая иерархия вокруг борьбы за еду

На нетфликсе вышел дистопический хоррор "Платформа", который после премьеры на фестивале в Торонто был хорошо принят критиками и получил награду "Выбор зрителей" в секции "Полуночное безумие". Для испанского режиссера Галдера Газтелу-Уррутиа это успешный полнометражный дебют, за который его даже номинировали на премию "Гойя" (главная награда Испанской киноакадемии).

"Платформа" – это фантастический триллер с довольно прямолинейной метафорой классового общества в капиталистическом мире и неравного доступа ко всем благам. Главный герой по имени Горенг (Иван Массаге) просыпается в некой комнате, напоминающей тюремную камеру. Минималистичное бетонное помещение с цифрой 48 на стене практически пустое – две кровати, умывальник, зеркало, сосед напротив и ужасающая пропасть между ними. То есть буквально дыра в полу.

Что посмотреть: "Платформа", дистопический хоррор с адской высокой кухней (фото 1)

Сосед Горенга – дедуля по имени Тримагаси (Зорион Эгилеор) с идеальной злодейской внешностью. Постепенно он объясняет главному герою правила великой Дыры. 48 – это уровень, на котором они находятся. В целом он еще довольно сносный. Как говорится, not good, not terrible. Над ними – 47 уровней, а под ними – еще больше сотни. И в этой системе люди делятся на три типа: те, кто сверху, те, кто снизу, и те, кто падает.

Раз в день с нулевого уровня опускается платформа с едой – и это настоящая высокая кухня, которую готовят под звуки скрипки. Но насладиться блюдами сполна могут лишь первые несколько уровней. Далее приходится довольствоваться жалкими объедками, по которым топтались и на которые плевали. И даже это – роскошь, потому что, если ты ниже 70 уровня, рассчитывать можешь лишь на пустые тарелки, вылизанные добела. Игра на выживание воистину садистская: оставишь себе хоть кусочек еды – сразу же об этом пожалеешь.

Что посмотреть: "Платформа", дистопический хоррор с адской высокой кухней (фото 2)

К счастью (но не для всех), иерархия в этой тюрьме непостоянная. Уровни обновляются каждый месяц, а значит те, кто был внизу, могут оказаться выше и мстить всем остальным. Хотя и до этого надо дожить – оказавшись без еды, заключенные становятся либо убийцами, либо самоубийцами.

Все это напоминает притчу про рай, ад и длинные ложки. И в раю, и в аду еды достаточно. Но есть ее самостоятельно невозможно – ложки очень длинные и неудобные. Те, кто в аду, ругаются, дерутся и изнывают от голода. А те, кто в раю, – договариваются и кормят друг друга, оставаясь сытыми и довольными.

Что посмотреть: "Платформа", дистопический хоррор с адской высокой кухней (фото 3)

Место, где оказались заключенные, в равной степени могло бы быть раем, но из-за них самих превратилось в сущий ад. Администрация этой тюрьмы устроила заключенным тест на человечность, взывая к социальной ответственности, но они не в силах этот тест пройти. Если бы каждый, начиная с первого уровня, брал ровно столько, сколько ему необходимо, еды бы хватило на всех. Но рациональный подход к равенству сокамерниками не приветствуется (могут и коммунистом прозвать). Во всей этой иерархичной системе (ожидаемо) нет места состраданию и эмпатии, людьми движет только эгоизм и жажда добраться до привилегированной верхушки, чтобы набить живот и ссать на тех, кто внизу. Вывод печальный: если хочешь что-то изменить, без крови не обойдется. А не попытаться главный герой просто не может (не зря он в качестве единственного дозволенного предмета выбрал "Дон Кихота" Сервантеса).

"Платформа" во многом напоминает клаустрофобный "Куб" (1997) Винченцо Натали – то же закрытое пространство, пугающее своей неизвестностью. Есть здесь и параллели с постапокалиптическим триллером "Сквозь снег" южнокорейского режиссера Пон Чжуна Хо и уж, конечно, чувствуется абсурдистское мировоззрение Сэмюела Беккета. А то, как Горенг с напарником спускается на самое дно, проходя все этажи тюрьмы, – это те же круги ада из "Божественной комедии" Данте. И не зря уровней оказывается 333. Если на каждом по два человека, получится сами знаете сколько.

 

Смотрите также: Амнезия и тайны родителей: Рассказываем о документальном фильме "Скажи мне, кто я".

Оставьте комментарий

Больше