
Dakh Daughters: "Всі українські жінки — відьми, сильные, прекрасные и многогранные!"
О Владе Троицком, концертах в России и энергии зрителя
Накануне концерта 2 июня в киевском Зеленом театре пять участниц Dakh Daughters: Соломия Мельник, Руслана Хазипова, Наталья Зозуль, Анна Никитина и Татьяна Гаврилюк, - собрались в театре "Дах" на репетицию вечернего спектакля. Тогда же Соломия и Руслана рассказали Buro 24/7 Украина о том, как рождаются песни, как их встречает российская публика и почему их можно смело называть ведьмами.
- Как возникла идея создать свой коллектив, да еще и в таком необычном жанре - фрик-кабаре?
Руслана: За два месяца до того, как в ноябре 2012 года мы с "Дахом" поехали на гастроли в Париж, Аня Никитина (одна из участниц Dakh Daughters и актриса театра "Дах". - прим. Buro 24/7 Украина) предложила нам собраться и придумать несколько песен, чтобы выступить с ними в парижском кабаре. Это была ее мечта. Мы согласились и сначала сделали маленький концерт для своих в "Дахе".
Соломия: Все зародилось во время Гогольfesta. Там шел спектакль "Школа нетеатрального искусства" с первыми зарисовками. Аня посмотрела на нас сбоку и сказала: "Вы так красиво смотритесь!".
Zo Наталья Зозуль, Руслана Хазипова и Соломия Мельник
- То есть сначала это был пробный проект?
Р.: Нет, он и сейчас такой же, каким был в самом начале. Просто потом мы начали достраивать драматические составляющие каждой композиции, образов и всего концерта. И в Париже нам тогда всё-таки удалось выступить - в театре, в котором мы играли спектакль.
- Фрик-кабаре - ваша ниша? Или у проекта Dakh Daughters могут быть и другие стилистические проявления?
Р.: Этот стиль предполагает, что у нас могут быть любые стилистические вариации.
С.: Так как слово "фрик" означает быть свободным в своих проявлениях, странным, каким угодно.
- Кто помогает вам в постановке композиций?
Р.: Мы приносим интересные для нас материалы и создаем "рыбу", костяк композиции. Затем с нами работает Влад Троицкий (основатель и руководитель театра "Дах". - прим. Buro 24/7 Украина), он продумывает концепцию и оттачивает детали. Таким образом и выстраивается уникальная драматургия наших песен.
Руслана Хазипова
- То есть каждая песня - это работа с Владом?
С.: Это коллективное творчество, но Влад со стороны видит четкую картину, как лучше поставить песню с тем или иным содержание. Так что именно он ставит в нашей общей работе жирную точку. И мы ему доверяем, потому что работаем с ним уже одиннадцать лет, у нас и вкусы совпадают, ведь он сам эти вкусы в нас воспитал. Мы уверены, что плохого он никогда не посоветует. У него взгляд художника - он умеет создать идеальную форму. Бывает, что ты не соглашаешься с тем, что говорит Влад, и споришь с ним, но впоследствии всё равно понимаешь, что он был прав. У него есть опыт и вкус.
Р.: Вкус к жизни. Наша совместная работа выстраивается на полном доверии, поэтому в группе нет какой-то доминанты. Именно так он нас приучил, даже приручил работать.
Zo Наталья Зозуль
- А то, что коллектив у вас женский, не мешает приходить к общему знаменателю?
С.: Иногда мешает, но это же жизнь.
Р.: А мне кажется, наоборот, помогает. У нас семь разных направлений энергии и форм мышления, но сознанием мы все очень похожи. Ну и Влад, конечно, помогает собрать все эти шестеренки в один общий механизм.
- Тексты ваших песен часто неоднозначные и местами провокационные. Вы стремитесь к этому или так получается само собой (как со словом "Донбасс" в песне "Розы/Донбасс", которое просто удачно зарифмовалась)?
Р.: Очень большая часть нашего репертуара была сделана до революции. Поэтому, как любит говорить Влад Троицкий, произошло кодирование будущего. Этот бэкграунд был готов, чтобы показать новой Украине, что всем нам есть с чем идти вперед. И что в культурной области есть такая группа, как Dakh Daughters, с немного провокационным репертуаром, любовью и добром.
Руслана Хазипова и Соломия Мельник
С.: С другой стороны, один человек видит в чем-то провокацию, другой нет. Каждый видит и слышит то, что хочет, к чему готов и на чем вырос. Поэтому наше творчество можно расценивать с разных точек зрения.
- А вы как расцениваете?
Р.: Мы право оценки предоставляем зрителю.
С.: Да, мы получаем удовольствие от того, что делаем, а вот зритель имеет право додумывать. Это и есть настоящее искусство - когда ты даешь свободу зрителю и оставляешь нишу для его чувств и восприятий.
- Вас иногда сравнивают с The Dresden Dolls или "Серебряной свадьбой", видимо, из-за грима и экспрессии. Как вы относитесь к подобным сравнениям?
Р.: Мы себя не сравниваем ни с The Dresden Dolls, ни с Tiger Lillies, например. Время идет, велосипед уже придуман, но всё зависит от того, как ты на нем едешь и куда.
С.: Люди всегда сравнивают, это помогает им что-то объяснять. Конечно, всё уже было до нас, но нам интересно трансформировать формы и жанры, играть с ними - на этом строится жизнь.
Анна Никитина
- Каким вы представляете типичного слушателя Dakh Daughters?
Р.: А что его представлять, мы его видим на концертах! К нам ходят очень разные люди: красивые, со светлыми глазами, красивыми прическами, бородами, розами, в красивых платьях и прекрасных туфельках.
- Расскажите о своих личных музыкальных предпочтениях: что из новой музыки вам нравится?
Р.: Очень сложно так сразу сообразить. Могу сказать, что из последнего понравилось: фильм Джармуша "Выживут только любовники". Там красота во всём: музыка, картинка, актеры и игра - всё без напряга, с любовью и очень нежно.
С.: Я тоже после фильма скачала саундтрек и слушаю его всё время. Конечно, есть какие-то "невмирущі", вечные вещи, которые всегда до тебя достучатся.
Zo Наталья Зозуль
- У вас похожие вкусы в коллективе?
С.: Да, вкусы соприкасаются, но что каждая из нас слушает дома - я не знаю. Тем не менее, мы уже одиннадцать лет вместе, а обо всем новом, что касается и кино, и музыки, нам всегда рассказывал Влад.
- То есть Влада можно назвать вашим главным воспитателем?
Р.: Мы называем его папой, открыто и не стесняясь.
- Вашей группе уже больше года, и за это время вы стали очень популярными. Чем можете объяснить такую популярность?
С.: Мы же не с ровного места начали, у нас за спиной история "Даха". Но всё же не стоит сравнивать популярность Dakh Daughters и "ДахиБрахи" - это разные весовые категории. "ДахаБраха" выступает для интеллектуальной и подготовленной публики, а у нас есть все спектры чувств и людям нас легче воспринимать. Но у "ДахиБрахи" сейчас успехи заграницей - они несут туда нашу культуру.
Руслана Хазипова и Соломия Мельник
- Вы в марте выступали в Москве, сразу после событий на Майдане. Как вас принимала российская публика?
Р.: Прекрасно! Со слезами, объятиями, словами любви и розами. Смешнее было в БДТ (Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге
С.: Наташа, может, ты что-то скажешь?
Наталья: Да!
(Смеются.)
Р.: Зато о нас говорили в Госдуме: депутат Федоров возмущался тем, что на главных площадках страны может выступать такая группа, как "Dakh Doors", которые играли на "Мандане" и чуть не разбили голову Беркуту, и добавил, что надо еще заслужить выступать на таких сценах. А 25 мая мы прилетели из Питера, где совместно с питерским театром "АХЕ" сделали три спектакля в Музее современного искусства Эрарта и дали сольный концерт. И люди подходили и благодарили нас. Ведь там тоже есть люди, как они себя сами называют, "майданутые"...
С.: Которые хотят и готовы что-то менять, и считают, что это здорово и правильно. Есть люди, которые не готовы к этому, они закрыты и всего боятся. Таким людям нужно время и возможность самим пережить такие вещи, чтобы их понять.
Руслана Хазипова
- Расскажите подробнее о перфомансе в Питере...
Р.: Несколько лет назад питерский театр "АХЕ" сделал проект "Глория Транзит", в рамках которого с ним выступают приглашенные артисты, театры, композиторы. В этот раз пригласили нас, и мы создали три перфоманса с музыкой и танцами по полтора-два часа. Это была этюдная история, которая выглядела как картинка из кабаре: открываются кулисы, играется сценка, затем кулисы закрываются - и так в течение трех дней.
С.: У двух основателей театра - Макса Исаева и Павла Семченко - невероятный полет фантазии с интеллектуальным бэкграундом, они постоянно ищут вещи, о которых обычный человек даже не задумывается. Например, они узнают, что сегодня в мире празднуют День черепахи, а завтра День инвентаризации, и начинают фантазировать на эту тему. Это творческий опыт - ты понимаешь, что идеи витают в воздухе, надо только их найти и что-то с ними сделать.
Соломия Мельник
- Признаюсь честно, когда я первый раз вас услышала на Гогольфесте, я пришла в полный восторг, но первой моей мыслью было: "Они ведьмы", в хорошем понимании этого слова. Как думаете, в вас есть что-то ведьминское?
С.: Так всі ж українськи жінки - відьми, в хорошем смысле. Ведьмы - это те, кто ведает. А украинские женщины такие сильные, прекрасные и многогранные!
- Похоже, да. (улыбаюсь)
Руслана и Соломия: Да точно!
- Откуда вы черпаете энергию, которая от вас исходит нескончаемым потоком?
Р.: Это та же энергия космоса и земли, солнца и луны, театра и людей.
С.: Иногда бывает, что никак не можешь собраться перед концертом, нет сил, а после концерта выходишь и чувствуешь, что силы прибавились. Тебе люди вернули больше, чем ты им дал. Этот энергетический обмен очень важен. Как в театре, так и в жизни.
Татьяна Гаврилюк
- Кстати, о театре. Как сейчас работает "Дах"?
Р.: Сейчас мы заканчиваем сезон, играли три месяца "Собачью будку. Вид сверху. Вид снизу". Спектакль получился своеобразным тестом для нации, и желающих попасть на него с каждым днем всё больше и больше. Закончив сезон, мы поедем на гастроли, а затем будем готовить выступление на Гогольfest. У Влада много новых идей! Например, за два дня до того, как умер Маркес (Габриэль Гарсия Маркес, знаменитый латиноамериканск