
Взгляд изнутри: кутюрные мастерские Lesage, Lemarie и Goossens
Великие традиции
Праздные разговоры о том, что Париж уже не тот, ведутся последние лет сто, но это ничуть не мешает существованию вековых домов мод и артизанальных ателье, чьим стараниям мы обязаны сохранением искусства haute couture. Озабоченный исчезновением великих традиций модный дом Chanel в конце 1990-х занялся сохранением старинных мастерских и очень в этом деле преуспел. Buro 24/7 Украина рассказывает о трех из них: Lesage, Lemarie и Goossens.
Сегодня шанелевские ателье, на которых во многом держится современный кутюр, объединены в компанию Paraffection Group и работают на самые разные марки. В прошлом году из османовских особняков в центральных районах Парижа мастера кутюрных дел переселились в Пантен – пригород на северо-востоке Парижа. Как и все парижские пригороды, населен он в основном эмигрантами, и до того, как сюда перебрались люксовые мануфактуры (помимо Chanel свои производства здесь есть у Hermes и Gucci), ничем особенным не выделялся. Сейчас, впрочем, тоже не выделяется, хотя перспективы имеет самые радужные: несколько лет назад Hermes представил план по реконструкции квартала города возле канала и созданию здесь «центра ремесел».
Самое, пожалуй, известное из местных ателье – Lesage, мастерская вышивки с большой буквы «В», чья история началась с покупки семейством Лесаж ателье Michonet, созданного в 1858 году и работавшего над заказами Чарльза Фредерика Ворта и Мадлен Вионне. Во второй половине прошлого века продолжатель семейных традиций, легендарный Франсуа Лесаж значительно расширил список модных домов и сиятельных клиентов, а в 2002-м продал свою компанию Chanel, и до прошлого года 45 местных вышивальщиц трудились в историческом здании на rue de la Grange Batelière, где теперь расположена школа вышивки Lesage. Каждая мастерица работает в двух-трех универсальных техниках (вышивает иголкой и крючком) и имеет к тому же какую-нибудь специализацию (например, работает со стеклярусом, золотой нитью, пайетками или объемным декором). Технология сегодня ничем не отличается от той, что была в ходу сто лет назад: узор прорабатывается на кальке и переносится на ткань, после чего приступают к вышивке, при необходимости передавая пяльцы из рук в руки (над сложным декором работают по несколько мастериц).
Помимо рабочих студий, в Lesage имеется архив – комната, заполненная ящичками с табличками вроде «Dior 1947-57», где хранятся образцы всех вышивок, созданных когда-либо лесажевскими «маленькими ручками», - около 60 тысяч узоров. Есть, конечно, и склад с материалами: здесь хранят более 60 тонн бисера, стекляруса, пайеток, бусин и прочего добра еще с начала прошлого века – добро рассредоточено по нескольким комнатам, чтобы не перегружать перекрытия здания.
Проблем с хранением многотонного сырья нет в соседнем ателье Lemarie, которое занимается изготовлением искусственных цветов и plumassie – декором из перьев. Эта мастерская была основана в 1880-м, а в 1996-м перешла к Chanel, и к этому моменту она уже была единственной в свое роде. В Пантен Lemarie переехала с rue du Faubourg-Saint-Denis, перевезя с собой сотни коробок с вековыми запасами перьев: некоторые виды птиц, чье оперение здесь хранится, успели исчезнуть или попасть в Красную книгу в раздел вымирающих. Сегодня перья везут в основном из ЮАР, а на месте уже их красят, завивают, подрезают и пришивают. Заказы для «перьевщиков» поступают от самых разных брендов: на минувшей Неделе высокой моды сложно было не заметить результаты их трудов в коллекции Valentino, а в декабре – в шанелевской коллекции Métiers d'Art «Париж-Даллас».
В Lemaire работает три десятка мастериц, и треть из них занимается исключительно изготовлением шанелевских камелий. Орудуют они точно такими же инструментами, какие встретишь в любом «дворце пионеров» в кружке по изготовлению искусственных цветов, - металлическими крючками и бульками, которые нагревают и отглаживают ими шелка, парчу, органзу, твид, соломку и прочие материи, придавая лепесткам нужную пластику. Ежегодно мастерская изготавливает около 20 тысяч цветов - не миллион алых роз, конечно, но тоже очень внушительный букет.
Еще одна жемчужина артизанальной коллекции Chanel – мастерская украшений Goossens – занимается созданием знаменитой костюмной бижутерии. Основатель ателье, ювелир Роберт Гуссенс, познакомился с Коко Шанель в начале 1950-х, когда мадемуазель задумала линию украшений на каждый день, а в 2005-м перешел под протекторат Chanel.
Помимо бижутерии, Goossens делает фурнитуру для поясов и сумок, а также продолжает работать под собственным брендом. В интернет-магазине и бутике марки на avenue George V представлены узнаваемые хрустальные листики клевера «на счастье» и подвески-кресты в византийском стиле, а также широкие браслеты и кольца из золоченого металла, обработанного в технике ювелирной ковки, вроде той, что практикуют на немецкой мануфактуре столового серебра Robbe & Berking.