Поиск

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН

#CartierWomen'sInitiative

Текст: Татьяна Соловей

Переехали, расширились и начали мечтать иначе

Наталья Каменская и Мария Гаврилюк, основатели Gunia Project, в 2020 участвовали в подготовительном воркшопе международного конкурса Cartier Women's Initiative. Они были единственными представителями из Украины, отобранными для участия в программе лекций и стратегических сессий и подготовке проекта для заявки на конкурс.

Напомним: Cartier Women's Initiative  ежегодный конкурс бизнес-проектов. Его цель  способствовать профессиональному росту женщин-предпринимательниц, которые возглавляют социально значимые бизнесы.

О том, как учиться рассматривать свой бизнес сквозь призму социального предпринимательства и строить перспективы с учетом 17 Целей устойчивого развития ООН, основатели Gunia Project рассказали BURO.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 1)
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 2)

До участия в подготовительном воркшопе Cartier мы, возможно, немного наивно полагали, что социально ответственные бизнесы сильно сфокусированы на помощи: благотворительности, прямом содействии людям или социальным учреждениям. Как раз внимательное чтение 17 Целей устойчивого развития ООН дало более широкое представление о том, как бизнес может стать социально значимым. Например, заботиться о достойной оплате труда жителей, и особенно жительниц, небольших городов и качественном трудоустройстве людей, обладающих ремесленными навыками. Важно учитывать, что зарплата одного сотрудника влияет не только на его личное благосостояние, но и всех членов его семьи, и потому уровень оплаты оказывается важным фактором установления финансового благополучия определенных сообществ.

Так, мы определили, что нам особенно близки такие Цели программы ООН: 5  "Гендерное равенство" и 8  "Достойная работа и экономический рост". 12-ю цель  "Ответственное потребление и производство"  мы внедряем на уровне идеологии: вещи Gunia Project создаются вручную и рассчитаны на долгую жизнь. Именно потому наши клиенты любят их делать частью семейных традиций и больших праздников, выстраивая сильную эмоциональную привязанность к вещам.

Нашей практикой уже много лет являются ежемесячные отчисления на разнообразные проекты, чаще всего образовательные. В 2020-м, во время карантина, мы запустили проект: кастомизировали игру "Дженга", добавив к деревянным брускам слова из украинской поэзии. Все деньги от продажи игры "Дженга" Gunia Project идут на социальные проекты, которые мы выбираем в ручном режиме. Теперь мы видим новые перспективы, как сделать свой бизнес более устойчивым.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 3)

Мы хотим развивать и популяризировать ручной труд, а также предоставлять достойную работу ремесленникам, которых мы постоянно ищем по всей Украине. В будущем мы мечтаем о своем образовательном центре, в рамках которого будем обучать всех желающих. Нас увлекает идея того, что разнообразные сферы ремесла можно пропагандировать на разных уровнях. Во-первых, как профессию, чтобы привлекать в нее больше талантливых "делателей" и показывать, что это хорошо оплачиваемый и востребованный труд. Во-вторых, внедрять в повседневную практику всех и каждого. Как только у человека появляется определенный ремесленный навык, он иначе начинает относиться к вещам, которые его окружают. Появляется понимание важности качества, а не количества. Это помогает переосмыслить ценность ресурса (природного и человеческого) и приблизиться к идее вторичного использования материалов. Эти ценности были близки нам всегда, но масштабирование перспектив бренда стало результатом изучения Целей устойчивого развития ООН. Появился аппетит и силы развиваться активнее в этом направлении. Расти быстрее  это значит больше трудоустраивать и наращивать позитивное социальное воздействие нашего бренда.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 4)
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 5)

Процесс заполнения международных заявок  идеальная тренировка. Их язык - это факты и четко прописанные цели, причем не просто бизнес-план, а визионерские. Они связаны с тем, зачем бизнес будет работать следующие годы. После тренировки по заполнению заявки Cartier Women's Initiative участие в локальных грантовых программах происходило значительно легче.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 6)
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 7)

В марте 2021 мы смогли расширить производство. Цех по производству керамики переехал на новый адрес, и все благодаря участию в местных конкурсах. Мы получили грант в программе "Я зможу" Фонда Елены Пинчук и финансовый приз за победу в тендере Украинского института по созданию современного украинского сувенира с проектом "Квіти та птахи".

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 8)
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 9)

Одно из важных препятствий для участия в международных конкурсах, направленных на поощрение бизнесов,  это юридическая форма предприятия. Большинство небольших бизнесов оформлены как ЧП или ФОП, тогда как международный формат  это ООО. Потому часть потенциальных участников отсеиваются на начальном этапе.

Сейчас на Gunia Project работает более 40 человек  это и команда, и подрядчики-мастера. География  Киев и область, а также города Западной Украины. Мы накапливаем базу преподавателей и мастеров, которые могли бы стать учителями будущего образовательного центра.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 10)

Ручной труд и ремесла долгое время обладали не самой привлекательной репутацией, скорее рассматривались как что-то маргинальное. О том, как хорошо и важно создавать вещи вручную, заговорили на волне популярности идей устойчивого развития. Но важно понимать, что пока они популярны в довольно узком кругу. Много людей живет еще вне этих ценностей и свои ремесленные навыки рассматривает не как основной труд, а как дополнительный. Например, мы сотрудничаем с мастером вышивки, основная работа которого  водитель метро. В профессии есть много мастеров-художников, которым интересно не выходить из своего круга творческих экспериментов. Есть, разумеется, и те, кто занимается этим профессионально. Мы страшно гордимся, что наши корзины делаются в селе Иза в Закарпатье, которое славится своей историей лозоплетения. Но все же мы видим, что пока в обществе нет очевидной модели успеха, закрепленной за людьми с традиционным ремеслом. В массовом сознании ремесло пока  это область фольклора или, что еще хуже, шароварной продукции. Последнее несколько портит репутацию мастерам, поскольку чаще всего такой продукт имитирует ручной труд и традиционную эстетику.

Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 11)
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН (фото 12)

Пока учились писать заявку на конкурс, мы поняли, что пришло время корректировать нашу коммуникацию. Мы делаем коллекции и снимаем лукбуки, так что Gunia Project кажется модным брендом, который работает в сфере предметного дизайна. Теперь мы понимаем, что будем больше рассказывать о наших мастерах и ремеслах, ведь это наша социальная ответственность.

Читайте также: Соціальне підприємництво: Чому це тренд?