
Создатели Gunia Project о том, как пересмотреть бизнес в соответствии с Целями устойчивого развития ООН
#CartierWomen'sInitiative
Наталья Каменская и Мария Гаврилюк, основатели Gunia Project, в 2020 участвовали в подготовительном воркшопе международного конкурса Cartier Women's Initiative. Они были единственными представителями из Украины, отобранными для участия в программе лекций и стратегических сессий и подготовке проекта для заявки на конкурс.
Напомним: Cartier Women's Initiative — ежегодный конкурс бизнес-проектов. Его цель — способствовать профессиональному росту женщин-предпринимательниц, которые возглавляют социально значимые бизнесы.
О том, как учиться рассматривать свой бизнес сквозь призму социального предпринимательства и строить перспективы с учетом 17 Целей устойчивого развития ООН, основатели Gunia Project рассказали BURO.


До участия в подготовительном воркшопе Cartier мы, возможно, немного наивно полагали, что социально ответственные бизнесы сильно сфокусированы на помощи: благотворительности, прямом содействии людям или социальным учреждениям. Как раз внимательное чтение 17 Целей устойчивого развития ООН дало более широкое представление о том, как бизнес может стать социально значимым. Например, заботиться о достойной оплате труда жителей, и особенно жительниц, небольших городов и качественном трудоустройстве людей, обладающих ремесленными навыками. Важно учитывать, что зарплата одного сотрудника влияет не только на его личное благосостояние, но и всех членов его семьи, и потому уровень оплаты оказывается важным фактором установления финансового благополучия определенных сообществ.
Так, мы определили, что нам особенно близки такие Цели программы ООН: 5 — "Гендерное равенство" и 8 — "Достойная работа и экономический рост". 12-ю цель — "Ответственное потребление и производство" — мы внедряем на уровне идеологии: вещи Gunia Project создаются вручную и рассчитаны на долгую жизнь. Именно потому наши клиенты любят их делать частью семейных традиций и больших праздников, выстраивая сильную эмоциональную привязанность к вещам.
Нашей практикой уже много лет являются ежемесячные отчисления на разнообразные проекты, чаще всего образовательные. В 2020-м, во время карантина, мы запустили проект: кастомизировали игру "Дженга", добавив к деревянным брускам слова из украинской поэзии. Все деньги от продажи игры "Дженга" Gunia Project идут на социальные проекты, которые мы выбираем в ручном режиме. Теперь мы видим новые перспективы, как сделать свой бизнес более устойчивым.

Мы хотим развивать и популяризировать ручной труд, а также предоставлять достойную работу ремесленникам, которых мы постоянно ищем по всей Украине. В будущем мы мечтаем о своем образовательном центре, в рамках которого будем обучать всех желающих. Нас увлекает идея того, что разнообразные сферы ремесла можно пропагандировать на разных уровнях. Во-первых, как профессию, чтобы привлекать в нее больше талантливых "делателей" и показывать, что это хорошо оплачиваемый и востребованный труд. Во-вторых, внедрять в повседневную практику всех и каждого. Как только у человека появляется определенный ремесленный навык, он иначе начинает относиться к вещам, которые его окружают. Появляется понимание важности качества, а не количества. Это помогает переосмыслить ценность ресурса (природного и человеческого) и приблизиться к идее вторичного использования материалов. Эти ценности были близки нам всегда, но масштабирование перспектив бренда стало результатом изучения Целей устойчивого развития ООН. Появился аппетит и силы развиваться активнее в этом направлении. Расти быстрее — это значит больше трудоустраивать и наращивать позитивное социальное воздействие нашего бренда.


Процесс заполнения международных заявок — идеальная тренировка. Их язык - это факты и четко прописанные цели, причем не просто бизнес-план, а визионерские. Они связаны с тем, зачем бизнес будет работать следующие годы. После тренировки по заполнению заявки Cartier Women's Initiative участие в локальных грантовых программах происходило значительно легче.


В марте 2021 мы смогли расширить производство. Цех по производству керамики переехал на новый адрес, и все благодаря участию в местных конкурсах. Мы получили грант в программе "Я зможу" Фонда Елены Пинчук и финансовый приз за победу в тендере Украинского института по созданию современного украинского сувенира с проектом "Квіти та птахи".


Одно из важных препятствий для участия в международных конкурсах, направленных на поощрение бизнесов, — это юридическая форма предприятия. Большинство небольших бизнесов оформлены как ЧП или ФОП, тогда как международный формат — это ООО. Потому часть потенциальных участников отсеиваются на начальном этапе.
Сейчас на Gunia Project работает более 40 человек — это и команда, и подрядчики-мастера. География — Киев и область, а также города Западной Украины. Мы накапливаем базу преподавателей и мастеров, которые могли бы стать учителями будущего образовательного центра.

Ручной труд и ремесла долгое время обладали не самой привлекательной репутацией, скорее рассматривались как что-то маргинальное. О том, как хорошо и важно создавать вещи вручную, заговорили на волне популярности идей устойчивого развития. Но важно понимать, что пока они популярны в довольно узком кругу. Много людей живет еще вне этих ценностей и свои ремесленные навыки рассматривает не как основной труд, а как дополнительный. Например, мы сотрудничаем с мастером вышивки, основная работа которого — водитель метро. В профессии есть много мастеров-художников, которым интересно не выходить из своего круга творческих экспериментов. Есть, разумеется, и те, кто занимается этим профессионально. Мы страшно гордимся, что наши корзины делаются в селе Иза в Закарпатье, которое славится своей историей лозоплетения. Но все же мы видим, что пока в обществе нет очевидной модели успеха, закрепленной за людьми с традиционным ремеслом. В массовом сознании ремесло пока — это область фольклора или, что еще хуже, шароварной продукции. Последнее несколько портит репутацию мастерам, поскольку чаще всего такой продукт имитирует ручной труд и традиционную эстетику.


Пока учились писать заявку на конкурс, мы поняли, что пришло время корректировать нашу коммуникацию. Мы делаем коллекции и снимаем лукбуки, так что Gunia Project кажется модным брендом, который работает в сфере предметного дизайна. Теперь мы понимаем, что будем больше рассказывать о наших мастерах и ремеслах, ведь это наша социальная ответственность.
Читайте также: Соціальне підприємництво: Чому це тренд?