Поиск

Каково это — запустить арт-программу для детей в Кении и подружиться с вождем

Каково это — запустить арт-программу для детей в Кении и подружиться с вождем

В племени масаи

Текст: Buro 24/7


Фото: Pavel Buryak

Рассказывает сооснователь благотворительного арт-проекта Risa.Today

В начале 2019 года режиссер Павел Буряк, арт-куратор Алиса Якубович и дизайнер Дмитрий Горенюк побывали в отдаленной африканской деревне в Кении, где запустили образовательную программу Risa.Today. Цель их поездки – показать местным детям, что такое цифровые коммуникации и искусство. 

По просьбе Buro Павел Буряк рассказывает, почему они выбрали Кению, как стали своими в племени масаи, чему научили школьников и чему научились у них сами.

 

Случайная встреча

Наши мечты способны изменить ДНК. Согласиться на жизнь в кенийской деревне посреди пустыни, по соседству со львами, без воды и еды, можно, только если ты давно мечтал о Восточной Африке.

Именно это стало отправной точкой для всей нашей команды. Каждый по отдельности занимался своими проектами. Но в итоге в большом вакууме столкнулись одинаковые желания и образовали новое.

Идея образовательной арт-программы Risa.Today родилась у Алисы Якубович, когда в сентябре она поехала по своей работе в Кению. Случайным образом, возвращаясь с сафари, местный водитель завез ее в школу, расположенную так, что специально никогда не найдешь. Километры пустынных красно-бордовых грунтовых дорог с редкими вспышками растительности и дикой природой – сплошная саванна. Через несколько месяцев мы встретились с Алисой на 30 минут в Индонезии и решили, что поедем вместе и попробуем сделать то, что в Кении практически невозможно. К тому моменту на финальной стадии создания был сайт программы, который отображал то, какую экосистему и какую энергию мы видим в этой школе.


Знакомство с деревней
В первый же день, поселившись на территории племени масаи, мы получили новые локальные имена. Алиса – Намуняк (та, которая приносит благословение). Дима – Минати (смелый человек). Паша – Оле Сайтоти (тот, кто способен убить льва). Соплеменники в прямом смысле этого слова.

Нас вдохновляют довольно похожие вещи. Мы втроем занимаемся искусством. Алиса – арт-куратор, Дима – дизайнер, я – режиссер. Все из Киева, но до Африки ни разу не встречались в таком составе.

Может показаться странным внедрять арт-программу в месте, которое живет традициями прошлых столетий, где до сих пор практикуют продажу женщин в обмен на скот, а столица окружена трущобами на 700 000 жителей, самыми масштабными во всей Африке. Но именно здесь общество открыто к неизвестному.

В школе в 8 часов вечера можно встретить учеников, вцепившихся в книги глазами и зубами. Раньше дети масаи не посещали школу – с утра до вечера они пасли скот и помогали по дому. Сейчас же они верят, что будущее зависит от образования.

Мы понимаем, что помогать можно и в Украине. Но именно в Африке происходит обоюдный культурный обмен. Мы также учимся. И смотрим на себя по-новому. Это племя находится на абсолютно другом уровне. Здесь царят радость, любовь, смелость и желание познавать. Хотя многие из жителей этой местности не видели ничего, кроме своих построек из коровьего навоза.

Они трогали нашу кожу, волосы, рассматривали мобильные телефоны и камеры, словно мы залетели к ним с Юпитера. Мы же просто поверили в то, что можем показать им мир через кинематограф, музыку, диджитал-средства коммуникации и VR. И начали ежедневные занятия.

 

Вождь, вайфай и гугл 

На протяжении месяца, проведенного на границе Кении и Танзании, единственным способом интегрироваться в племя (родом из которого директор школы, все учителя, ученики и их родители) было жить вместе с ними в контейнере, есть рис с бобами из одной тарелки, дышать одним воздухом и учить суахили.

За первую неделю мы познакомились сразу со всеми учениками — их 407. Затем нас представили основателю школы, вождю племени, который открыл первое здание в 1995 году. C каждым новым днем жители открывались нам все больше и больше. В какой-то момент я начал играть с 8-классниками в футбол, как со своими друзьями со двора. 7-классницы учили Алису африканским танцам, 2-й класс танцевал под музыку, которую ставил для них Дима.

Но для того чтобы запустить образовательную программу, не было даже парт и ручек. Электричество постоянно вырубалось. Воды не было — засыхали даже кисти для рисования. Довольно примитивные проблемы, но в этом вся Африка. Сперва нам нужно было сыграть роли завхозов.



С чего мы начали? С розеток и вайфая. Вызвали электрика, который нагрел нас на 50 долларов, но электричество перестало срывать нашу "вечеринку". В ближайшем (на расстоянии 42 километра) городе Кимана мы нашли местного гика Зака, который провел в эту забытую пустыню интернет.

Государство подарило школе 15 лэптопов, которые до этого просто лежали в коробках. И еще 3 ноута привезли мы. Первое занятие мы посвятили изучению интерфейса Google и эффективному использованию глобальной сети. Первое, что у гугла спросили ученики, было: "Самая высокая гора Африки?". Оказалось, что та самая, которую они видят каждый день по дороге в школу. Килиманджаро.

Из Африки на Северный полюс 

Свою программу мы составили заранее. Алиса распечатала в Бирме 400 листов и притащила их в Кению. В итоге их можно было использовать разве что для оригами. С африканскими школьниками это не работало. Все нужно было показывать на пальцах.

В основу арт-программы в первую очередь входит работа с новыми медиа, развитие творческого мышления. И они к этому готовы. Они готовы смотреть, слушать, пробовать, готовы двигаться вместе с нами. Мы читаем лекции по диджитал-коммуникации, искусству, дизайну, забрасываем их с помощью виртуальной реальности на Северный полюс, устраиваем занятия по creative writing и storytelling и проводим кинопоказы с последующим анализом.

Мы впервые провели выставку с украинским художником и скульптором Aljoscha. Его творчество базируется на идеях биоизма и биофутуризма. Он прилетел к нам из Дюссельдорфа в белоснежной рубашке. К слову, в ней же и улетел.

В наших планах – глубже интегрироваться в систему образования Кении, добавить новые направления по хореографии, музыке и, возможно, спорту. В школе мы стараемся открыть новые горизонты, дать друг другу посмотреть на себя, общество, мир с другой стороны, раскрыться. Мы не меняем экосистему, мы аккуратно дополняем ее и стараемся просто делиться тем, что может сделать кого-то счастливее, несмотря на отличные от нас культуру, цвет кожи и потребности.

29 марта Risa.Today представят свой проект в киевском арт-отеле Bursa.

 

Смотрите также: 4 классных места в Таиланде, в которых вы еще не бывали.

Больше