Поиск

Секс, #MeToo и роды: 6 женских стендапов на нетфликсе, которые надо видеть

Секс, #MeToo и роды: 6 женских стендапов на нетфликсе, которые надо видеть

Сильные и смешные

Текст: Настя Сидько

Редактор BURO Настя Сидько о прекрасном мире женского юмора

Долгое время женщинам приходилось сталкиваться с маскулинным миром, который придерживался позиции, будто у женщин чувства юмора быть не должно. Есть даже целые исследования, доказывающие, что мужчины смешно шутят в результате эволюции – этот навык развивался с годами, чтобы помочь им привлечь женщин.

Исторически образ женщины, которая сыплет остротами, воспринимался как что-то из рода вон выходящее. Чувство юмора никак не ассоциировалось с преобладающим образом женственности как пассивной чувствительности. Это была всецело маскулинная сфера, которая предполагала интеллектуальность и некоторую агрессивность.

Вплоть до ХХ века женщина, которая шутит, была исключением из общего правила. И хотя в различных сферах культуры женского чувства юмора хватало (примеров в кино и литературе достаточно – взять хотя бы актрису Мэй Уэст или писательницу Дороти Паркер), стендап-сцену надолго оккупировали именно мужчины. Но с середины ХХ века девушки медленно, но уверенно завоевывают свое право шутить. И если в 1960-1970-е женщин-комиков можно было пересчитать на пальцах одной руки, то в наше время женский стендап уже давно не "гетто".

Джоан Риверс, Элейн Буслер, Сара Силверман, Лиза Лампаннелли, Эллен Дедженерес, Уитни Каммингс, Ванда Сайкс, Али Вонг, Элайза Шлезингер – список женщин, вписавших свое имя в историю стендапа, можно продолжать и продолжать.

Благодаря "Нетфликсу", количество женщин-комиков постоянно растет. Мы выбрали 6 женских стендапов на нетфликсе, которые стоит посмотреть:

 

Эллен Дедженерес, Relatable (2018)

Это первое стендап-шоу Эллен после 15-летнего перерыва. Дедженерес успела стать большой звездой – у нее свое шоу, 11 премий "Эмми", она дважды вела церемонию "Оскар", и именно она сделала то самое знаменитое голливудское селфи с номинантами на премию. Многое в ее жизни изменилось, но Эллен хочет доказать, что она все еще адекватная, relatable.

Когда-то Джонни Карсон, ведущий вечернего шоу, где в свое время дебютировали лучшие комики, рассказал в интервью The Rolling Stones, что женщинам быть комиками намного сложнее, потому что агрессия со стороны мужчин воспринимается зрителями нормально, "но женщинам это не всегда идет". Тем не менее в 1986 году у Карсона выступила Эллен Дедженерес – и стала первой женщиной-комиком в истории его вечернего шоу.

Дебютное выступление Эллен запомнилось миниатюрой "Звонок Богу". Дедженерес изобразила, как разговаривает по телефону с Всевышним, который любит типичные "папины шутки", и пытается узнать, для чего он создал блох.

В стендапе Relatable она рассказывает, как у нее появилась идея этого звонка. "Моя жизнь изменилась, когда мне был 21 год. Моя тогдашняя девушка погибла в ДТП. [...] Я переехала в подвальную квартиру, где даже встать в полный рост было трудно. Там были две комнаты и матрас на полу. И весь подвал кишел блохами. Я впервые в жизни потеряла любимого человека. Я думала: "Как это вообще возможно? Красивая молодая девушка погибла, а блохи живут", – призналась Эллен. Тогда она написала этот диалог с Богом и дала себе обещание, что выступит с ним на шоу Джонни Карсона. Спустя шесть лет обещание, данное на матрасе в подвале среди блох, девушкой, которая никогда не занималась комедией, сбылось.

Также в Relatable Эллен иронизирует над тем, как все мы мыслим стереотипно и любим загонять людей в рамки. Она рассказывает о своем каминг-ауте: "За какие-то сутки те, кто меня любил, отвернулись от меня, как только узнали, что я лесбиянка. Все изменилось. У меня была серьезная депрессия, надо мной насмехались", – говорит Дедженерес. Три года прошло, прежде чем Эллен вернулась на телевидение. И то ее "лесбийский" имидж тщательно старались поправить – причёской и бусами.

 

Али Вонг, Baby Cobra (2016)

Али Вонг – редкий пример того, когда шутит не просто женщина, а беременная женщина. Если кто-то предположил бы такое в 1950-х, во времена Филлис Диллер, у которой весь юмор был построен на том, как она нарочно высмеивала собственное тело, этому человеку рассмеялись бы в лицо.

Но Вонг смело заняла нишу комиков-мамочек – и выпустила сразу два "беременных" стендапа (еще Hard Knock Wife в 2018-м). "Это редкое и довольно необычное явление – видеть, как беременная женщина-комик выступает на сцене, потому что женщины-комики не беременеют. Попытайтесь вспомнить хотя бы одну. Их нет! Как только они беременеют – они исчезают", – говорит со сцены сама Вонг.

Справедливости ради в 2019 году беременная Эми Шумер тоже решила записать стендап – Growing. Она шутила об отношениях, замужестве и даже обнажила живот! "Скажу вам, с кем не прикольно быть беременной в одно время, – с Меган Маркл!" – пожаловалась Эми, намекая на нереалистичные представления о беременности, которые складываются при взгляде  на герцогиню в элегантных нарядах и на 15-сантиметровых шпильках.

 

Ванда Сайкс, Not Normal (2019)

Лучшие шутки про Трампа – у Ванды Сайкс. "Это ненормально, что я кажусь себе умнее президента. Он не выглядит президентом. Он выглядит пародией на президента", – недоумевает Ванда, добавляя, что за все время президентства Трамп не постарел (как все его предшественники), но зато граждане – очень даже. Она затрагивает важнейшие темы в политической жизни США – вмешательство русских в выборы президента, стену на границе с Мексикой, опиоидный кризис, #MeToo и прочее. И, конечно же, не обходит стороной расизм: "Черные, нам нужен пиарщик получше. Такой, как у белых".

 

Никки Глейсер, Bangin' (2019)

Свой стендап Никки Глейсер целиком посвятила сексу и его месту в жизни женщины. "Ты можешь голосовать, учиться в колледже, но так или иначе будешь сосать и умрешь. Это мерило женской судьбы", – говорит Никки, поднимая тему, о которой принято молчать. Оргазм, мастурбация, менструация, порно, аборты – для Глейсер нет ничего запретного, если это касается сексуального освобождения женщин.

 

Тейлор Томлинсон, Quarter-Life Crisis (2020)

Это дебют Тейлор на нетфликсе. Ранее она была финалисткой шоу Last Comic Standing, через которое прошло много успешных стендаперов, выступала на шоу Джимми Фэллона и Конана О'Брайана.

Кстати, еще до колледжа Томлинсон посещала уроки стендапа, которые преподавал христианский стендап-комик. Она делала успехи, поэтому он пригласил ее выступать перед ним на разогреве в церквях. Но потом ей захотелось говорить о других вещах, которые для церковной комедии слишком мрачные.

Сейчас Тейлор 26 лет и она одна из самых молодых стендап-комиков. В "Кризисе четверти жизни" Томлинсон затрагивает различные темы: воспитание в религиозной семье, секс, отношения и прочие проблемы 20-летних.

 

Кэтрин Райан, Glitter Room (2019)

Кэтрин как раз упоминает в своем стендапе вечную проблему женских выступлений – принятие мужской аудиторией. "Мне говорят: "Кэтрин, ты должна работать над тем, чтобы твое шоу было безопасным местом для мужчин". [...] Кто-то говорил: "Может, поставишь на сцене кухню и будешь выступать в привычной для мужчин обстановке?" Но я думаю, что им просто надо отрастить член".

Райан много говорит о селф-партнерстве и о том, что не нуждается в отношениях с мужчинами, но никто ее не понимает: "С отношениями у меня не выходит. Некоторое время я пыталась, но ради всеобщего блага решила выйти из игры. И теперь близкие люди уговаривают меня вернуться. Если бы я была хирургом, который убил всех своих пациентов и сжег отдел паллиативной помощи, вряд ли бы мои друзья и родные говорили: "Кэтрин, когда ты вернешься на работу в реанимацию, милая?"

 

Смотрите также: Исследование: 9 из 10 человек считают, что женщины хуже мужчин.