— Насколько я знаю, ваше профильное образование не связано с искусством. Расскажите, как вы решили стать куратором?

Мой путь в искусстве начался еще в детстве — любовью к рисованию. Я окончила художественную школу и мечтала быть художником или архитектором, но в юности пришла к тому, чтобы реализовать все уже полученные навыки и желание рисовать в профессии дизайнер одежды. Мое первое образование  конструктор-модельер. Я поступала в Киевский институт легкой промышленности. Но дальше у меня не сложилось работать по профессии, жизнь унесла в другое направление, и первое, и второе высшее образование у меня связаны с менеджментом и финансами.

Bottega Gallery

— Есть ли какой-то художник, куратор или галерист, который вдохновил вас на то, чтобы заняться галерейной деятельностью?

Через какое-то время, попробовав себя в разном бизнесе, меня не покидало желание вернуться к рисованию и творчеству, и я снова начала заниматься живописью в мастерской художника. Начала больше внимания уделять выставкам и окунулась в украинскую, в частности в киевскую, художественную среду. Я заметила, что галерейный бизнес  это совершенно не занятая ниша, кстати, как и сегодня, и мне очень захотелось реализовать себя в этой сфере. Тогда, особенно после MBA, у меня было желание создавать свое дело. Сначала я и не думала о кураторстве, открывала галерею, но работа в арт-среде расширяет горизонты, и этим процессам нет предела. Галерейный бизнес  это возможность реализовать себя в организации и координировании выставок и выставочных процессов, создании брендов, как проектов самой галереи, так и отдельных художников, также это работа арт-консультантом и арт-дилером. Кураторство же  это индивидуальная творческая деятельность, которая вдохновляет, развивает и дает возможность интеллектуальной самореализации моего потенциала. Каждый проект для меня становится уникальным и ценным опытом.

Bottega Gallery

— Сегодня куратор, а не художник, становится ключевой фигурой в художественном процессе, а выставка  это плод деятельности в первую очередь куратора. Чувствуете ли вы эту смену ролей в своей деятельности?

— Скорее я осознаю ответственность и оцениваю результативность и эффективность своей работы. Я легко берусь за новые проекты, особенно если мне интересен художник и я вижу потенциал в его работах и идеях. Как куратор я открыта к диалогу с художниками, и это помогает мне создавать свой цельный проект, не разрушая и не изменяя концепций и визуальных презентаций отдельных работ художников. При этом мои проекты узнаваемы, им присущ своеобразный визуальный и эстетический стиль, проблематика и критика, которые мне важны. Естественным образом состоялся проект МУХи (Прим. ред. "Молодые украинские художники"). Это в первую очередь конкурс для молодых талантливых амбициозных людей, которые получают возможность, попав в шорт-лист номинантов, быть замеченными в профессиональной художественной среде и, используя этот шанс, дальше выстраивать свою карьеру. В условиях украинской действительности такие проекты очень сложно реализовывать: нет денег на проект, нет специальной выставочной площадки для такого масштабного и многогранного проекта, нет институциональной государственной поддержки и т. д. Но награда за работу  результат, который особенно очевиден за 6 лет со времени создания конкурса МУХи, то, что многие украинские бренды молодых художников открыты и созданы благодаря активной деятельности наших институций. Конечно, художники  это самодостаточные и сильные личности, которым часто сложно признать помощь и влияние куратора. Но в то же время они вынуждены подчиняться законам арт-системы, в которой никак не могут избежать необходимости наполнять свое портфолио рядом выставок, реализованных на чьих-то платформах и с помощью кураторов. Тем более в начале своего творческого пути не все молодые художники могут осилить создание персонального проекта, а вот предложить работу в групповой кураторский проект легче, так как и экспериментировать решаются смелее, и средства на продакшен проще найти.

Bottega Gallery

— Образование менеджера помогает вам справляться с художниками? Ведь их довольно сложно организовать. Упрощает ли это вашу задачу как куратора и способствует ли коммуникации с художником? Есть ли у вас какие-то профессиональные хитрости, которые помогают вам в организации выставки? Ведь это фундаментальный объем работы.

— Да, очевидно, что не сможет куратор заниматься творческим процессом, избегая при этом организаторской деятельности. И, конечно же, художественное образование, опыт, галерея, плюс МВА помогают мне при необходимости делать не просто выставки, а арт-события. МУХи  одно из них. Одним из важных этапов конкурса является подготовка выставки номинантов, именно здесь художники проявляют себя во всех своих личностных и профессиональных качествах. Координируя этот процесс и сталкиваясь здесь с разными, часто самыми мелкими, проблемами, самыми неожиданными ситуациями в работе с художниками-номинантами, можно предвидеть, как в будущем они смогут реализовать свой молодой и яркий потенциал. Кто-то из них станет одним из ведущих в своей нише, кто-то может совсем уйти из сферы. Что ж, это естественные риски в работе с молодыми людьми.

Bottega Gallery

— Для кураторских проектов вы берете преимущественно уже готовые работы или у вас сначала появляется идея выставки и потом вы ищете или заказываете художникам какие-то произведения? Готовят ли художники для вашего проекта специальные работы, которые дополнили бы общую концепцию выставки?

— У меня был разный опыт сотрудничества, но предпочитаю я работать с проектами, которые подсказывает время или материал, который у художников уже есть. Один из таких проектов — "Украинская абстракция. Черно-белые работы", реализованный впервые в 2011 году, в котором были презентованы работы 10 украинских художников, работающих в абстрактном стиле. Я увидела, что у многих художников-абстракционистов в мастерских есть монохромные картины. В этом исключительно эстетическом проекте я хотела обратить внимание почитателей искусства на сильные абстрактные полотна, лишенные "красивости", которую привносит в живопись цвет. Сейчас я готовлю проект "Ресентимент" — о последствиях агрессии, в нашем случае войны. Сначала я почувствовала необходимость высказаться об этом, через призму искусства рассмотреть проблему и, как один из результатов, вызвать болезненную реакцию у посетителей выставки. В процессе подготовки проекта выяснилось, что материала, именно такого, как нужно мне, очень мало. Мне хотелось, чтобы это были произведения, которые вызывают сильную эмоцию, это должна была быть боль, такое переживание человека, который смотрит на работу и его переполняют эмоции, которые переживает человек, попавший в центрифугу последствий войны. Переживает сиротство, лишения, потерю родного человека, жилья, невозможность нормальной повседневной жизни и быта. Сейчас мы работаем с этой темой и собираем материал. Непростую задачу я поставила перед собой и перед художниками. Кроме этого, хотелось поддержать этот проект видео- и фотоматериалами. Но то, что я уже пересмотрела у фотографов, очень похоже на сводки новостей. Но у меня нет цели показывать привычный набор кадров на грани, чтобы у зрителя не случилось паники. Почему, собственно, и возникла идея этого проекта. Человек  существо быстро привыкающее и адаптирующееся к новым условиям существования. Мы привыкли к происходящему, к страху, к потерям. А конфликт затягивается, и последствия становятся все сильнее. Герой необъявленной войны фактически не является героем, когда возвращается домой искалеченный. Он  становится инвалидом. Это как одна из проблем, которую мы хотели затронуть в этом проекте. Возможно, работая над этим проектом, мы провоцируем художников. Первая презентация "Ресентимента" состоится 3 февраля в ЩАЦ (Щербенко Арт Центр), в рамках которого в течение года запланировано еще две выставки и ряд мероприятий.

Bottega Gallery

— Кто будет участвовать в этой выставке?

— Она будет проходить в несколько этапов не только на наших площадках. Мы надеемся показать этот проект за пределами Украины. Из отобранных работ уже есть произведения Даниила Галкина, Екатерины Ермолаевой, Анатолия Твердого, Руслана Трембы.

— К Украине сейчас приковано внимание всего мира, с чем связан большой интерес к украинскому искусству. Многие институции делают выставки и проекты на Западе. Есть ли у вас такие планы?

— Проект "Ресентимент" формирует информационный контекст, который должен быть интересен западному зрителю тоже, так как поднимает актуальные и для него проблемы (будь то терроризм или война). Но, как я уже говорила, пока мы его готовим к открытию только в ЩАЦ, ждем реакции профессиональной среды и украинского посетителя. К концу года планирую наработанный материал по проекту адаптировать к презентации в одной большой выставке в западной институции с каталогом, в котором соберем архив всего проекта.

Bottega Gallery

Если говорить об интересе к украинскому искусству в мире  этот интерес очень слабый и скорее надуманный нами. Ведь где этот интерес? На аукционах Sotheby's и Phillips, на которых случаются продажи работ украинских художников? Очень важно понимать, что аукционы  это один из коммерческих инструментов. Когда интерес к украинским художникам проявляется исключительно на аукционах и не поддержан спросом других институций, мы рискуем быть обвиненными в спекуляции результатами использования данного инструмента. Другими словами: имена художников, появляющихся в списках успешных продаж аукционов, должны быть названы местными кураторами и галеристами в списках участников разных коммерческих и некоммерческих выставок. Но никто наших художников пока не приглашает. Частично эту конфликтную ситуацию разрешает ряд событий, организованных украинским частным фондом Firtash Foundation, в том числе проектом "Предчувствие: Украинское искусство сегодня", состоявшимся в прошлом году в лондонской галерее Saatchi Gallery, объединившим общей концепцией работы 38 художников. Мне довелось быть одним из четырех украинских кураторов этого проекта. Этот опыт только утвердил меня во мнении, что, пока наше искусство не будет поддержано в полной мере украинскими коллекционерами и меценатами, а также государственной культурной политикой, направленной на развитие среды, интегрирование украинского современного искусства в мировое пространство остановится на этапе дискуссии.

Bottega Gallery

— В рамках конкурса МУХи вы проводите для его участников резиденцию, а в дальнейшем ведете художника и организовываете ему выставку. Планируете ли вы организовать образовательную программу, помимо резиденции? В Украине есть огромный недочет в образовании в области именно современного искусства.

— В рамках проекта МУХи — 2015 будет реализована образовательная программа на тему перформанса. Это будут лекции, мастер-классы и показы видеозаписей исторически значимых перформансов. Работая в этом ключе, мы хотим привлечь интерес к этому медиуму, который в нашей локальной арт-среде, к сожалению, в лучшем случае представляет собой шоу перед выставкой, и, конечно, начать менять сложившееся отношение к данному направлению. Институциональная платформа образования в сфере современного искусства в Украине  это огромное поле для работы, возможностей реализации и достижений, так как у нас нет школ, институтов, академий, университетов, предлагающих образование для будущих художников, искусствоведов, кураторов, критиков и галеристов. Эти ниши можно и необходимо занимать, но что говорить об этом в ситуации украинского кризиса? Ведь вопрос не только о государственной политике, направленной на развитие культурной среды, но и инвестиций в страну.

Bottega Gallery

— Ваш проект MirArt вы разместили в публичном пространстве в аэропорту "Борисполь". Какую роль в образовании общественности играет публичное пространство? Чем это может быть опасно, когда публика не готова воспринимать искусство?

— Выбирая работы для размещения в публичном пространстве, прилегающем к терминалу D аэропорта "Борисполь", я учитывала как социальные, так и пространственные особенности этого места. Я осознаю всю меру ответственности в первую очередь перед широкой аудиторией аэропорта — людьми, которые, пребывая в своих заботах перед отлетом или после прилета в Украину, попадают в пространство нашей выставки. Представленные работы не провоцируют публику какой-либо визуальной или идеологической проблематикой, хоть и обладают авторской концепцией. Нужно обратить внимание, что проект MirArt  это временная выставка ранее созданных скульптур и объектов, не предназначенных для экспонирования в данном публичном месте. Работы не имеют необходимого масштаба и эстетики, чтобы остаться здесь более отведенного времени на выставочный период. Задача проекта  популяризировать украинское современное искусство посредством презентации временного арт-пространства. Мне очень важно, какое восприятие выставленных работ будет у широкой аудитории. К примеру, работа Даниила Галкина "Картина мира" впервые была показана в проекте Александра Соловьева в рамках "Арсенале", в проекте MirArt она начала новую жизнь. Ведь посетитель "Арсенале"  это относительно подготовленный, с определенными ожиданиями от выставки человек, а посетителю аэропорта "Борисполь" мы навязываем контакт с искусством, да еще часто и не в самый подходящий момент. Но в результате реакция аудитории достаточно позитивная.

Bottega Gallery

— Подобного рода работы провоцируют рефлексию у очень большой аудитории, даже несмотря на то, что многие из зрителей могут быть не подготовлены, они все равно реагируют на произведение.

— Да, и мне особенно интересен характер восприятия местной аудиторией выставленных работ. Вот проект Виктора Сидоренко "Деперсонализация" вызывает у посетителей большой интерес. Это авторская инсталляция, представляющая 12 скульптурных объектов   разноцветных человекообразных клонов. Художник исследует проблему идентификации личности в урбанистической и социальной среде. Но я подозреваю, что большинство людей, которые подходят к скульптурам-клонам, фотографируются с ними, обнимаясь, протискивая свое тело в "окоченевшие" объятья скульптур, строя рожицы, добиваясь более выразительного эффекта для Instagram, даже не задумываются над идеей инсталляции. В проекте MirArt мы предлагаем публике искусство, соответствующее сегодняшнему времени, отвечающее визуальным, эстетическим и идеологическим требованиям эпохи, — таким образом, влияем на формирование вкусовых и культурных восприятий, не агрессивно и не навязчиво.

Bottega Gallery

— Возвращаясь к вопросу образования и нездоровости системы современного искусства в Украине, какие критерии отбора номинантов на конкурс МУХи? Вы рассматриваете работы уже реализовавших свои проекты художников или это могут быть новички, у которых нет задекларированной выставки, но есть концепция или идея для работы? Ведь у многих, особенно молодых, художников часто нет возможности реализовать свои проекты на выставках.

— Конкурс 2015 года будет отличаться от предыдущих, так как в 2013 году было принято решение изменить статус конкурса на биеннальный, а в состав экспертного жюри привлечь зарубежных искусствоведов и кураторов. Художники не могут быть отобраны в шорт-лист номинантов второй раз. Из поданных заявок эксперты составляют список из 10 конкурсантов, которые затем готовят свои проекты для участия в выставке, по окончании которой эксперты выбирают победителя и двух претендентов на специальные премии. Критерии отбора соответствуют основам формирования качественного уровня современного искусства. Конечно, исходя из своего опыта, этими критериями и будут руководствоваться эксперты. Поданные на рассмотрение экспертной комиссии работы должны быть завершены в выбранном автором направлении и соответствовать актуальности современной эпохи.

Bottega Gallery

— Какую роль в развитии и вовлечении большей аудитории в современное искусство по-вашему играет междисциплинарное взаимодействие?

— ЩАЦ задумывался как экспериментальная платформа междисциплинарного взаимодействия различных направлений в современном искусстве, а также для коллабораций с другими сферами. На этой площадке мы создаем проекты, демонстрирующие симбиоз современного визуального искусства и моды, интерьерного дизайна, предметного дизайна, музыки, литературы и многого другого. За два года работы мы реализовали такие междисциплинарные проекты, как персональная выставка испанского графического дизайнера и иллюстратора Исидро Феррера "Коллекция чудес" (в апреле 2013 года), групповой проект "Искусство. Дизайн. Фотография" (в июне-августе 2013 года), проект украинского архитектора Сергея Махно "Жизнь идей" (октябрь 2013 года), арт-выставка Harper's Bazaar "История в платьях. Наша мода с 1990-х по 2010-е", демонстрирующая творчество семи украинских дизайнеров: Федора Возианова, Лилии Пустовит, Ирины Каравай, Светланы Бевзы, Лилии Литковской, Наталии Каменской и Олеси Кононовой (в мае 2014), проект "Желтый звук", который объединил украинских художников и музыкантов, таких как Дарья Кузмич, Артем Андрейчук, Грыця Эрде, Tenpoint, Евгений Баль и выступления Black Maloka, 5 Vymir, Blooms Corda, BADIAN Sauna System, Tanya Tanya в июле 2014 года и др. Посредством данных проектов мы ориентируем нашу аудиторию на целостное восприятие искусства, влияющего на многие сферы нашей жизни, что также отражает требование времени. 

Bottega Gallery