Раннее христианство

Самые ранние изображения Рождения Христа появились во времена существования Римской империи и Южной Галии. Они датируются более поздним периодом, чем первые сцены Поклонения волхвов, которые появлялись в римских катакомбах, где ранние христиане хоронили своих покойных, украшая стены подземных переходов и своды сценами Рождества. Многие из них предшествуют легализации христианского богослужения императором Константином в начале четвертого века. Традиционно ранние произведения изображали волхвов, которые держали свои дары прямо перед собой, преклоняясь перед Девой Марией с Христом на руках. Этот мотив является традиционным в искусстве большинства средиземноморских и ближневосточных культур. Самые ранние изображения Рождества были достаточно простыми, на них был показан плотно укутанный младенец, лежащий рядом с землей в корыте или в плетеной корзине. Вол и осел были обязательными персонажами сюжета, в отличие от Девы Марии или любого другого человека.

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Византийская или ортодоксальная традиция

Новая форма изображения, редкие ранние версии которой появились в Палестине в VI веке, установила традицию православной иконописи вплоть до наших дней. Сюжет несколько изменился. Теперь Пресвятая Дева лежит на большом набитом ложе рядом с младенцем, который расположен на возвышении, в то время как Иосиф возлагает свою голову к его руке. Также действующими лицами этого сюжета часто бывает повитуха или повитухи, главной из которых была Соломея, но этот сюжет встречается довольно редко. В некоторых сюжетах изображается звезда, которая загорается в момент Рождения. Волхвы были показаны в верхнем левом углу иконы на лошадях, а пастухи справа от пещеры. Ангелы, как правило, окружали всю картину.

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Западная традиция

Византийская иконопись имела значительное влияние на западную живописную традицию. Но, в отличие от икон, на картинах западных мастеров местом действия сюжета была не пещера, а хлев. Повитухи исчезли из сюжета, так как латинские богословы опровергли эту легенду, хотя в регионах, где византийская традиция имела более сильное влияние, особенно в Италии, повитухи все еще присутствовали на картинах, они передавали Иисуса в руки матери. В готический период на севере близость между матерью и ребенком возрастает, и Марию изображают с младенцем на руках. Дева Мария в западной традиции преимущественно светловолосая молодая девушка, а Иосиф — старик.

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ренессанс

Начиная XV веком поклонение волхвов стало более распространенным сюжетом в изображении Рождества. В эпоху Ренессанса волхвы занимали чуть не центральную часть в композиции и изображались как необычно одетые странники. Такие перемены связаны с понижением градуса религиозности сюжетов, особенно в примерах XV века во Флоренции, где большие светские картины все еще считались новшеством. Начиная XVI веком возвышенный сюжет Рождества превратился в рядовое изображение Святого семейства, которое стало занимать явно не центральное место в композиции. Композиция, как и в большинстве других религиозных сюжетов, становится более разнообразной, так как художественное своеобразие теперь ценится куда больше иконографической традиции. В XVIII веке тема Рождества становится на удивление непопулярной в искусстве, ровно как и любая другая религиозная тема.

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

 

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве

Ночь перед Рождеством: изображение сочельника в искусстве