Поиск

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто

Свидетельства очевидцев

Текст: Buro 24/7


Режиссеры, фотограф и критик о самых ярких постановках

25 и 26 апреля театр "Мизантроп" и Port Creative Hub представят совместный проект "Слепота"  сайт-специфик-спектакль по мотивам одноименного романа нобелевского лауреата по литературе Жозе Сарамаго. Особенность постановки в том, что она пройдет в полной темноте.

"Слепота" — это философская история, в которой жителей безымянного города поражает загадочная эпидемия. В попытке сдержать её распространение власти вводят строжайший карантин. Главные герои романа — несколько жителей города, пораженные загадочной болезнью, — ищут крупицы порядка в мире, который неудержимо скатывается в хаос.

Независимый киевский театр "Мизантроп" был создан в 2015 году, благодаря усилиям режиссера Ильи Мощицкого и композитора Дмитрия Саратского. Главной особенностью театра стала его кросс-жанровость и стремление через сценические искусства говорить о сегодняшнем дне.

Сайт-специфик-театр (site-specific)  новое для Украины явление, хотя термин возник еще в 1980-е годы. Особенностью постановок сайт-специфик является то, что они происходят не на классической театральной сцене, а в неприспособленных для этого местах, что позволяет по-новому взаимодействовать со зрителями и пространством. Buro 24/7 попросили зрителей и критиков, которые посещали подобные спектакли, поделиться своими ощущениями.

 

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто (фото 1)

Полина Бараниченко, режиссер компании U!Zahvati:

"Знакомство с форматом сайт-специфик перевернуло мое творческое мировоззрение. Та концентрация правды и палитра чувств, которые я получила на иммерсивных спектаклях, по-новому открыли для меня понимание театра и роли зрителя. Я как человек из профессии давно забыла о переживаниях в театре. Каждый раз ты как хирург "препарируешь" спектакль на составляющие, при этом забывая чувствовать и жить.

Самое сильное впечатление на меня произвело иммерсивное шоу "Вернувшиеся". Я смотрела его два раза, и это были две абсолютно разные истории. Первое, что я испытала,  это страх и чувство опасности. Не от драматургии и сюжета, а от той зрительской свободы и выбора, который мне дали. Иди куда хочешь и чувствуй!

На 4 этажах особняка в 50 комнатах идут одновременно 200 сцен, дом и семья героев живут своей жизнью, а ты либо подглядываешь за ней, либо откровенно в нее врываешься. Ты свободен! Твой выбор и твои чувства формирует твой спектакль! Не стоит стараться понять сюжет или слушать реплики персонажей. Иммерсивный театр не для того, чтоб смотреть и считывать смысл, он для того, чтоб проживать и внедряться в события, менять их и терять ориентиры между фантазией и реальностью.

Это не просто созерцание спектакля, это настоящий жизненный опыт. Ты влияешь на сюжет своей энергией, взглядом, а порой, если повезёт, и личным участием. Мне повезло: я получила индивидуальный опыт общения с актрисой за закрытыми дверьми, и это уже не был театр".

 

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто (фото 2)

Елена Гроза, фотограф:

"Мой личный опыт иммерсивного театра связан со спектаклем "Безликие" (Санкт-Петербург), поставленным по мотивам пьесы Ибсена "Привидения". Из-за формата шоу проследить за всеми сюжетными линиями было невозможно, но мой личный выбранный маршрут оказался близок к содержанию оригинального произведения.

Особняк, в котором проходило действие, был трансформирован в "многоуровневый" город, по которому практически все время бродили люди. Они, как и я, самостоятельно выбирали, где остановиться и что посмотреть, объединившись только в конце, чтобы на главной "площади города" вместе увидеть финальную сцену. Это было интересно и атмосферно. Немного разочаровало то, что не было взаимодействия актеров и зрителей, которое предполагает жанр".

 

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто (фото 3)

Илья Мощицкий, режиссер театра "Мизантроп":

"Сайт-специфик-театр позволяет актеру и зрителю пережить совместный опыт в едином пространстве. Этот жанр предполагает совершенно разнообразные варианты таких пространств. Уже были спектакли в лифте, самолете, больницах, отелях. Мой любимый случай  это когда два петербургских актера сняли двухкомнатную квартиру, куда, замаскировавшись под людей, которые хотят показать жилье, "нагнали" человек 30 риелторов. Те пришли, за ними закрыли дверь — и начался "Король Лир". Кто-то пытался выйти, кто-то пытался остановить происходящее, но в итоге риелторы все-таки посмотрели Шекспира. Это где-то панк-рок, где-то метамодерн, где-то просто сумасшествие, но театр — это в принципе сумасшествие. Лично я не люблю скучный театр".

 

Зрители влияют на сюжет: Почему сайт-специфик театр – это круто (фото 4)

Юлия Бирзул, театральный критик, редактор интернет-издания "Во мне точки нет":

"На самом деле, украинский театр предпринимал попытки прикоснуться к сайт-специфик-театру уже достаточно давно. К примеру, Львовский театр имени Леся Курбаса еще в конце 1980-х годов выпустил спектакль (и это была одна из первых постановок театра) "Сад нетающих скульптур", который они сыграли в Доминиканском соборе.

В прошлом году, благодаря "Дикому театру", который перенес действие пьесы Олби "Что случилось в зоопарке" в зоопарк, и компании U!Zahvati, в Киеве заговорили о спектаклях-променадах. Зрителей на входе встречает актер, который становится и персонажем, и экскурсоводом, и одновременно человеком, который периодически выходит из образа, рассказывая что-то личное о самом себе. Гуляя по зоопарку, группа периодически наталкивалась на достаточно агрессивную реакцию со стороны одного из посетителей — и было интересно наблюдать за тем, как реагировал зритель, которому было сложно распознать, где здесь театр, а где правда. Многие считали, что обязаны вмешаться, тем самым меняя ход самого спектакля.

Спектакль-предисловие "Диалоги" Полины Бараниченко, который был презентован на арт-заводе "Платформа", в самом сердце "Кураж-базара", стал лично для меня глотком свежего воздуха. Я стояла в наушниках посреди бесконечной "купли-продажи" и проживала предложенную историю, не зная, что произойдет в следующую секунду. Такая спонтанность, живая энергия, абсолютно несвойственная театру, позволили мне почувствовать себя героем какой-то другой реальности". 

 

Смотрите также: Сергей Полунин: "Я не могу дать страху овладеть мной".

Больше