
История одного аромата: 5 мая 1921 года были представлены духи Chanel № 5
Вспоминаем к 100-летию аромата
Сенсационный и новаторский аромат Chanel № 5 увидел свет 5 мая 1921 года. Что нового можно узнать о Габриэль (Коко) Шанель благодаря ее первому аромату?

Слово "первый" в отношении Chanel № 5 звучит вполне заслуженно. Габриэль Шанель была первым в истории дизайнером, выпустившим именные духи и открывшим для всей индустрии заманчивую перспективу монетизации имени на парфюмах.


Chanel № 5 был первым ароматом с альдегидами — химическими компонентами, благодаря которым он имел совершенно новое звучание. В 1920-х популярными были духи, в которых за основу брали запах одного цветка. Габриэль Шанель же хотела принципиально новой композиции, которая отражала бы ее дизайнерский подход — простое черное платье сложного кроя, собранное из множества деталей. Так появились духи Chanel № 5.
В пирамиде будущего бестселлера было 80 элементов. Сложный набор из разнообразных нот майской розы, жасмина и сандала скрепляли альдегиды. Благодаря этому цветочные ноты связывались в неузнаваемый абстрактный букет, а сам аромат был более легким. Принципиально новые духи, созданные парфюмером и химиком Этьеном Бо, были разлиты в простые прямоугольные флаконы, которые напоминали мужскую флягу для спиртных напитков.

Единственным декором флакона был цвет (янтарный цвет духов был особенно заметен благодаря дизайну) и монограмма в виде двух С. Культовый логотип впервые появился именно на флаконе духов Chanel № 5.
До того страсть Габриэль Шанель к собственным инициалам проявлялась только в том, что она помечала буквой С книги своей библиотеки. Ее она не уставала пополнять постоянно, равно как и проводить долгие часы за чтением.

Монограмма с перекрещенными буквами фамилии Шанель имела для нее особенное значение. В переплетении двух С угадываются очертания витражей в аббатстве Обазин, где росла Габриэль. Похожие инициалы есть также и в гербе Екатерины Медичи. Правившая Францией с 1547 по 1559 год, одна из самых могущественных женщин в Европе в XVI веке, кажется, была ролевой моделью для амбициозной Габриэль Шанель. Саму Габриэль задним числом пресса тоже будет короновать как одну из самых радикальных дизайнеров ХХ века.
С Медичи их объединяет любовь к ярким стилистическим высказываниям. Екатерина в течение 30 лет носила траур по Генриху II, перевернув традицию: с ее подачи черный стал цветом траура. На фоне других роялистских портретов она выглядит образцом сдержанности: ее платья дополняет разве что кипенно-белый кружевной воротник ручной работы.



Контраст черного и белого — фирменный прием Chanel. Особенно эффектно он выглядит в сочетании однотонного темного фона одежды и броской бижутерии, сделанной из искусственного жемчуга и металла с позолотой. Вот и в первой рекламе № 5 1937 года позирует сама Шанель — в черном вечернем платье, дополненном массивным сотуаром из искусственного жемчуга.

Более того, Екатерина Медичи привезла искусство парфюмерии из Флоренции во Францию, сделав ароматы бьюти-рутиной придворного быта. С подачи Шанель мода на ароматы получила новое развитие. В моду вошли абстрактные композиции, которые рифмовались с глобальными переменами в искусстве. В ХХ веке художники перешли от подражания природе к непредметной абстрактной живописи.




Успех Chanel № 5 отражает галерея культовых актрис и артистическая подача. Реклама с участием Катрин Денев авторства Ричарда Аведона напоминает черно-белые фото Мана Рэя и скульптуру "Муза" Бранкузи. Фото с Мэрилин Монро сделано перед спектаклем "Кошка на раскаленной крыше". Марион Котийяр, новое лицо аромата, танцует на Луне в рекламном видео, которое напоминает об авангардных экспериментах пионера кинофантастики — французского режиссера Жоржа Мельеса.


Читайте также:
Бриллиантовый эквивалент найден: Chanel посвятили ювелирную коллекцию аромату N°5.
Искусство, танец, кино: Чем вдохновлялась Коко Шанель.