
Искусство, танец, кино: Чем вдохновлялась Габриэль Шанель
Краткий гид
19 августа родилась Габриэль Шанель — пожалуй, одна из главных дизайнеров всех времен. Вспоминаем, как она повлияла на культуру ХХ века.
Искусство
Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Жан Кокто были друзьями Шанель. Французский писатель и дипломат Поль Моран назвал ее “ангелом-истребителем стиля 19 века”: ее квартира на рю Камбон, 31, была художественным салоном, где собирались главные авангардисты Парижа.

Шанель говорила на одном с художниками языке — языке революции. Художественные принципы искусства начала ХХ века проглядываются в коллекциях Chanel: жакет напоминал фрагмент кубистической картины, а простота маленького черного платья отсылала к чистоте стиля ар-деко. Свобода движений, достигнутая с помощью трикотажа, перекликалась с идеями танцовщицы Айседоры Дункан.
Танец
Основательница модного дома брала уроки современного балета у Айседоры Дункан и вдохновлялась “Русскими сезонами” Сергея Дягилева, для которого впоследствии создавала костюмы.


Благодаря Габриэль в 1924 году танцоры впервые вышли на сцену в трико без усложняющих движения многослойных юбок. Двухминутный ролик рассказывает об истории ее отношений с хореографией.
Кино
“Сегодня мода может быть представлена именно через кино", — сказала Коко в 1931 году, предсказывая возможности распространения фильмов на широкую аудиторию. Ее первая работа на экране — костюмы Глории Свенсон в фильме “Сегодня ночью или никогда” 1931 года. В декорациях появляется и аромат Chanel N°5 — таким образом Коко хотела передать портрет современной женщины.
Парижская элегантность Chanel была слишком простой для Голливуда. Отказываясь идти на компромисс, Габриэль прекратила сотрудничество с западными киностудиями. После этого Шанель работала с французскими режиссерами: одевала Марселя Карне в "Набережной туманов" (1938), Жана Ренуара в "Марсельезе" (1938), а также актрис в фильмах "Человек-зверь" (1938) и "Правила игры" (1939).
Гардероб Chanel можно увидеть и в фильмах новой французской волны. Актриса Жанна Моро, близкая подруга Габриэль, выбирала ее наряды для ролей в фильмах “Влюбленные” (1958), “Лифт на виселицу” (1958) и “Любовные связи” (1960). Именно Коко придумала псевдоним Анне Карина, музе Жан-Люка Годара (настоящее имя актрисы — Ханна Карин Бларке Байер).


"Шанель научила меня всему, но никогда не давала мне советов. Шанель отличается от других дизайнеров одежды. Это элегантность, которая радует ум даже больше, чем глаза", — говорила Роми Шнайдер. Актриса носит твидовые костюмы, нити жемчуга, классическую стеганую сумку и двухцветные туфли в фильме “Боккаччо-70”.
Одна из главных работ Шанель в кино — кутюрные наряды в фильме Алена Рене “В прошлом году в Мариенбаде” (1961). На момент работы Коко было 77 лет, и на экране она повторила гардероб своей молодости: маленькие черные платья в духе 1920-х годов, летящие юбки в сочетании со строгими костюмами.
Смотрите также: София Коппола сняла мини-сериал для Chanel.