
Художники и парфюмерия: Дюшан, Муха и другие
От Древней Греции до современных перформансов
Как и визуальные искусства, парфюмерия отображает социальные и культурные изменения. Говоря про приятные запахи, нужно учитывать контекст, ведь эмоциональное восприятие запаха зависит от культурных аспектов.
Парфюмер и теоретик Эдмон Рудницка обратил внимание, что запах, или обонятельное (лат. "ольфакторное") впечатление, — это феномен сознания, вызванный действием определенного материала (натуральной эссенции или синтетического продукта). Рудницка предложил схему работы запаха: от возбуждения обонятельных рецепторов до культурной "расшифровки", выработки "ольфакторного послания", которое определяется влиянием истории, социальным контекстом, культурными ориентирами времени.
История благоухающих веществ отсылает к временам древних цивилизаций: Месопотамии и Древнего Египта. Тогда ароматная эссенция использовалась для проведения спиритуалистических ритуалов и церемоний. Само слово "парфюмерия" происходит от латинского perfum, что означает "через дым", ведь для религиозных обрядов использовались жертвенные смолы.
В Древней Греции при создании ароматических средств особое внимание уделяли сосуду и нарисованному на нем сюжету.
Два лучника с собакой охотятся на семейство кошачьих (Греция, Аттика, 510—500 до н. э.)
На одном из найденных в Аттике сосудов изображены лучники. Их белая одежда вызывает ассоциации с амазонками, которые в конце шестого века носили очень похожие наряды. По мнению искусствоведов, данное изображение — это реакция на экзотический аромат, содержащийся в древнегреческой вазе. Это тонкое восприятие запаха и его воплощение через визуальные средства было забыто в Западной Европе после упадка римского владычества. Понадобились века, чтобы вновь вернуть интерес европейцев к парфюмерному делу. Эпоха великих открытий и путешествия на Восток принесли в Европу ароматы пряностей, которые можно было добавлять в розовую или лавандовую воду.
Парфюм стал неотъемлемой частью жизни европейских монархов и аристократов XVII и XVIII веков. С его помощью они противостояли крайне неприятным запахам, которые в это время проникали во все сферы жизни.
К концу XVII века Франция прочно утвердилась как центр парфюмерной промышленности. Параллельно развивались смежные отрасли — например, производство различных контейнеров для ароматических веществ.
Фарфоровые сосуды для духов эпохи рококо (XVIII век)
В XVIII веке общество перешло от твердых парфюмов к жидким духам, и в это же время художники и школы дизайна начали разрабатывать для них флаконы. К первым объектам высокого искусства можно отнести флаконы времен рококо — с XVII по XVIII столетие. Воплощая вычурный и легкомысленный дух этого времени, их делали из молочного стекла, покрытого эмалями, и украшали разнообразными цветами, листьями, раковинами, свитками. Этот стиль ассоциируют с правлением Марии-Антуанетты.
В конце XIX столетия индустриальная революция спровоцировала массовое производство вещей на конвейерах. В это же время во Франции возникает уникальный стиль ар-нуво. Это направление охватывает как изобразительное искусство, так и дизайн. Название отсылает к парижской галерее дизайна интерьера "Дом в стиле модерн" (фр. La Maison de l'Art Nouveau), которая была открыта в 1896 году.
Ар-нуво черпал вдохновение из природных линий и форм. На стиль влияла восточная эстетика, также для него важен культ женщины. Плавные линии, которые использовали художники, были воплощением идеальной гармонии.
Коммерческая часть работы одного из ярчайших представителей стиля модерн Альфонса Мухи была связана с рекламой косметических компаний. Для такого рода плакатов Муха разработал новый стиль, который впервые использовал на постере к опере "Гисмонда".
"Гисмонда". Рекламный плакат для Сары Бернар, 1894.
В рекламе парфюма "Родо" та же иконография: в центре композиции — молодая привлекательная женщина, обрамленная цветами. Таким образом художник привлекает внимание потенциальных покупателей и одновременно сообщает что-то о продукте.
Рекламный плакат парфюма "Родо", 1896
В 1900 году на парижской Всемирной выставке была представлена экспозиция, изменившая парфюмерную моду. Дизайнер и архитектор Эктор Гимар разработал для парфюмерного дома Франсуа Мийо стеклянную колбу — это был первый случай сотрудничества профессионального дизайна и парфюмерии.
Эктор Гимар для F. Millot
В 1920-х преобладало общее желание покончить с традициями и быть современными. Как правило, при создании флаконов для духов художники черпали вдохновение в кубизме и геометрических формах.
Кубистические формы флакона для духов, Чехия
Например, простой квадратный флакон, разработанный для Chanel №5, отвечает духу конструктивизма. Задачи конструктивизма — минимизировать декоративные элементы, добиться чистой формальности. Как выдающееся произведение искусства начала XX века сегодня флакон Chanel № 5 выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Эволюция дизайна Chanel № 5
Первые попытки интегрировать парфюмерию в искусство на теоретическом уровне принадлежат Эдмону Рудницка (автору ароматов Femme для Rochas и Diorella для Christian Dior). Эдмон представил свой доклад "Духи в системе изящных искусств" в 1952 году в Париже. По мнению Рудницка, ольфакторная (лат. "обонятельная") композиция может взаимодействовать с живописью на уровне создания предположений и образов.
При создании одного из своих реди-мейдов авангардист Марсель Дюшан вдохновлялся духами "Благоуханный воздух" парфюмерного дома Rigaud. В 1921 году вместе с фотографом Маном Рэем он разработал этикетку для духов, которые назвал "Прекрасное дыхание", вызывая ассоциацию с жидкостью для полоскания рта. На этикетке был сделанный Рэем портрет самого Дюшана, переодетого в даму по имени Роза Селяви. В 2009 году этот флакон был продан на аукционе Christie’s за 8 миллионов евро.
"Прекрасное дыхание", фото Мана Рэя
Проекты, основанные на взаимодействии искусства и парфюмерии, позволяют художникам выходить за рамки визуальности. Для проекта Smell полька Мартынка Вавжиняк изобразила "ароматный автопортрет" — работая вместе с ассистентом-химиком, ей удалось создать экстракты с запахом слез, волос и пота. В 2014 году в Harper's Bazaar появилась вкладка с ароматизированной полоской, которая якобы рекламировала парфюм Eau de M, а на самом деле содержала аромат на основе пота художницы. Оказавшись в модном журнале, искусство притворилось рекламой.
Публикация "рекламы" духов Eau de M
Иногда парфюмеры и художники вдохновляют друг друга. Примером такой коллаборации была выставка IP Project (2013), в рамках которой французский парфюмер Сесиль Зарокян работала вместе с иллюстратором Матье Апприу.
Часть экспозиции IP Project
В 2014 году в Милане прошла выставка Inspiring Paintings — Perfumes From Canvas: художники изображали на холсте свои впечатления от разных ароматов.
Экспозиция выставки Inspiring Paintings — Perfumes From Canvas
Ближайший художественный проект, объединяющий искусство и парфюмерию, состоится в Киеве 17 сентября и будет приурочен к открытию парфюмерной галереи Parfum Büro. Свои работы представят художники Илья Psyfox, Мария Савоскула и Александр Курмаз. Также будет презентован новый аромат Remarkable People от французского дома Etat Libre d'Orange.
Валерия Карпань — культурный менеджер компании artmanagement