Поиск

3 художника о том, каково это — рисовать обнаженных с натуры

3 художника о том, каково это — рисовать обнаженных с натуры

Интересный опыт

Текст: Buro 24/7

Как не стесняться и не смущать других

В рамках проекта Naked Portrait in the Naked Room художники рисовали всех желающих, кто хотел получить свой портрет в обнаженном виде. Редакция Buro 24/7 узнала у участников проекта, как себя вести, когда вокруг столько голых людей. 

 

Сергей Майдуков

Я не впервые рисовал обнаженную натуру. До этого были пышные девочки в "художке", задрапированные в ромские вещи: цыганка с вывалившейся грудью — какие-то такие сюжеты. Еще я рисовал полностью голых пожилых мужчин. В этих случаях ты понимаешь, что старость берет свое, и становится грустно смотреть на их маленькие серые перчики. А когда в "Изоляции" появился формат Drink & Draw, я окончательно привык к обнаженной натуре. Первые 3-5 минут я еще воспринимаю модель как обнаженного человека, а потом я уже вижу просто объект со своими законами физики и пластики.

Почти всех, кого я рисовал (всего было человек 12), я знаю лично и, конечно, одетыми. Я отворачивался, когда модели раздевались и одевались или меняли позы, а потом уже смотрел на них взглядом беспристрастного хирурга. Постановки были в основном целомудренными — только несколько откровенных, но не в плане пошлости, а в том смысле, что модель не старается как бы случайно прикрыть свою обнаженную красоту. Среди моделей были Юра Кошмарченко, Катя Тейлор, Андрей Божок, причем Андрей сразу двум художникам позировал — мне и Ясе Хоменко. Юра был в ядовито-желтых носках, которыми пытался отвлечь внимание от своей наготы.

Это далеко от академического рисунка — у меня во всяком случае. Получились пластические скетчи. Сначала я переживал, что вот этот персональный контакт между моделью и рисовальщиком как-то мне помешает. Я же показывал моделям рисунки в финале, поэтому было сложно избавиться от чувства, что я должен все-таки соблюдать комплиментарность. В итоге в моих рисунках вся правда.

 

Георгий Сагитов

Почему-то люди думают, что, когда рисуешь натуру, в этом есть некий сексуальный контекст. Вот ты, вот натура, и вот ты откладываешь карандаш, натура ступает с подиума на шкуру медведя на полу у камина в твоей студии, камера медленно уходит в расфокус — и дальше вот это все.

На самом деле все гораздо проще. Ты сидишь и рисуешь другого человека. И воспринимаешь его как некую форму, набор объемов, да и вообще узнаешь за короткий промежуток времени о нем больше, чем он хотел бы рассказать тебе сам. В наготе много прелести, и секс — не первая из них.

Я даже не знаю, как не смущаться. Просто не смущаться. Хотя, скажу честно, что в Naked Room мне было немного неловко. Я сидел и думал, что вот у меня тут бумага и карандаши, а напротив сидит голый парень, который пришел, чтобы я его нарисовал. Разделся и сел. И мне было неловко за ту ответственность, которую парень на меня возложил. Он верит мне, а я – ему. Наверное, он думал о том же самом.

Профессиональные натурщики вообще не смущаются. А обычному человеку, который пришел за портретом, главное — дать почувствовать себя комфортно. Чтобы он удобно сел, расслабился. Ну насколько можно расслабиться, когда сидишь на тумбе голым перед незнакомцем. Меня спрашивали: как мне сесть? А я отвечал: садись так, чтобы тебе было удобно просидеть так 15 минут.

А насчет недостатков – у людей их нет. Мы все такие, какие есть. Недостатки – в головах у недостаточных людей.

3 художника о том, каково это — рисовать обнаженных с натуры (фото 1)

 

Яся Хоменко

Во время учебы я постоянно обнаженных рисовала. Зачем тут смущаться? Ты воспринимаешь тело не как объект страсти, а как композиционное пятно. Как врач своего рода. 

Недостатков у людей нет. Есть просто некая данность, которую нужно максимально характерно передать. Проблемы начинаются, когда ты понимаешь, что человек хочет на бумаге выглядеть лучше, чем в жизни. Но это не ко мне.  

Мои рисунки, наверное, получались условными. Я ставила себе задачу понять характер тела человека, его пластику и цвет. Личность и лицо у меня как-то ушли на второй план.

 

Смотрите также: Взгляд изнутри: Музей цифрового искусства в Токио.