Поиск

Выбор главреда: Работа \"Варвар\" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize

Интервью BURO

Текст: Buro 24/7

Норвежская художница о неконтролируемых чувствах и дремучем лесу внутри нас

В рамках выставки лучших молодых художников мира Future Generation Art Prize в PinchukArtCentre норвежская художница Эли Лундгаард представила 12-минутное видео “Варвар”. В нем руки женщины, лица которой мы не увидим, ощупывают обои в папоротник, ноги с нарисованной на них чешуей медленно выползают из-под стола, в то время как в ванне тяжело дышит звериная шкура. Видео озвучено закадровым голосом, который говорит о невидимых силах и организмах, заставляющих нас делать и чувствовать то, что мы делаем и чувствуем в каждый момент своей жизни.

Впечатленный "Варваром", главред BURO Алексей Тарасов задал Эли несколько вопросов:

 

Мне показалось, что в своих работах вы изучаете то скрытое, что на самом деле движет людьми, взаимопроникновение природного и искусственного. Как вы пришли к идее, что большинство того, что происходит вокруг нас, невидимо для человеческого глаза?

В своих работах я изучаю человеческую психику, нашу врожденную необходимость категоризировать и организовывать все, что нас окружает. Когда я смотрю, как мы стараемся понять и объяснить все на свете, то вижу, как на нашу точку зрения одновременно влияют логика и иррациональное мышление. Меня интересует то, как мы создаем смыслы, а также граница выдуманного и настоящего. Все, что мы не понимаем, вызывает у нас тревогу, и вместо того, чтобы оставить вопросы без ответов, мы додумываем недостающие факты с помощью воображения. Как правило, я нахожусь в поиске опытов и ситуаций, которые не относятся к рациональному, таких как мифы, чудовища и магия. Вымыслы и сны смешиваются с реальным миром и создают пространство, внутри которого мы можем жить и думать.

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize (фото 1)

Ученые утверждают, что в наших телах только 43% – человеческие клетки, а все остальное – микробы, грибки и тому подобное. Что вы по этому поводу чувствуете? Пугает ли это вас?

Поразительно, что вы задаете именно этот вопрос, потому что я изучала эту тему, читала и писала о ней весь этот месяц. Конечно, меня это поражает и, скорее всего, станет основой моих будущих проектов. Очень интересно, что наше тело – это гораздо больше, чем одна жизнь. Бактерии внутри нашего тела весят больше, чем наш мозг, и это, как мне кажется, поднимает вопрос того, кто мы на самом деле.

Меня это не пугает, потому что моя "нечеловеческая" часть – это тоже я. Мы зависим от этих нечеловеческих частей, без них мы были бы другими, что заставляет меня задуматься о том, что такое человеческое и нечеловеческое. То ли нечеловеческие части нашего тела являются человеческими в конце концов, ну или мы в меньшей степени люди, чем нам раньше казалось. Все эти процессы, взаимодействие, совместная жизнь и работа отражают не только отношения человека и внешнего мира, но также являются основой жизни внутри нашего тела. Разнообразие – это очень хорошо и необходимо. 

Как ваша родная страна Норвегия повлияла на то, какие работы вы создаете?

Главная особенность Норвегии – это тесные отношения с природой. Где бы ты ни жил, природа очень близко. Учитывая то, что в Норвегии полгода практически темно, это еще и место, населенное мифами и разными существами. Норвежские история и фольклор полны троллей, гоблинов и эльфов. Эти создания были придуманы человеком, чтобы объяснить невидимую жизнь в темноте и дикую, неконтролируемую неопределенность дремучего неукрощенного леса. Это точно повлияло на мои работы, отправной точкой которых становится неопределенное, абстрактное, скрытое и невидимое. 

Я также воспринимаю лес и темноту как то, что живет внутри нас. Внутри каждого есть иррациональные и неконтролируемые чувства и мысли, и мы объясняем их себе приблизительно так же, как и что-то невидимое в темноте или непонятные звуки, которые доносятся из глубины леса.

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize (фото 2)

В какие моменты вы чувствуете себя в большей степени животным? 

Это довольно сложный вопрос. Все мы в конце концов животные, но все равно разделяем животное и человеческое. У нас с животными много общего, но и различий тоже достаточно. Я бы сказала, что в большей степени нас отличает разум, и я чувствую себя животным, когда просто ем, сплю или перемещаюсь в пространстве. Или, может быть, когда я очень голодна или ужасно устала? Это более первобытные чувства. 

Для меня чудовище, рождающееся из красоты, – это все хаотичное и неправильное в уже сложившемся порядке вещей. Неконтролируемые мысли, тревога, депрессия или паранойя. Иррациональность, неопределенность, пробелы – стертые границы и недостаток информации. Но еще я бы сказала, что чудовище интереснее изучать, чем красоту. В смыслах, которые уже утверждены и общеприняты, очень много неправильных ответов и ошибок. И то, что приемлемо и правдиво для одного человека, может быть ошибочно для другого.

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize (фото 3)

Насколько оптимистично вы смотрите на будущее Земли и человечества?

Я очень пессимистично настроена. Почти все научные исследования сходятся в том, что нам нужно очень быстро что-то сделать  для природы, окружающей среды и климата, пока не произошло необратимых изменений (если еще не поздно). Иногда технология и наука вызывают у меня проблески оптимизма. Возможно, когда-то мы найдем революционное решение этих проблем, но большую часть времени я чувствую, что скоро вся природа погибнет, и, вероятно, только грибок и небольшое количество людей (с помощью технологий, включая те, что будут внедрены в наши тела) смогут пережить этот кризис. 

Что вас больше всего  расслабляет?

Я расслабляюсь, когда танцую. Для меня это как медитация. Мой разум на некоторое время отделяется от всего остального.

Какая ваша любимая сказочная история?

Когда я была ребенком, то любила рассказы Роальда Даля и “Рони, дочь разбойника” Астрид Линдгрен. Сейчас меня вдохновляют разные тексты – как поэзия, так и проза. Например, работы [британской писательницы индийского происхождения] Бхану Капил. А ради развлечения и интересных идей я читаю романы Сары Стридсберг и Сири Хустведт, смотрю научную фантастику типа “Бегущего по лезвию” или сериалы вроде “Очень странных дел” и “Клана Сопрано”. Для меня сказочная история – это что-то, что кажется правдой, но в то же время остается любопытным и странным. Я люблю сказки за то, что в них все возможно, но еще потому, что они помогают обнаруживать скрытые уголки реального мира, показывают, как работает наше бессознательное.

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize (фото 4)

Когда вы поняли, что хотите быть художником?

Наверное, когда осознала, что художник больше задает вопросы, чем находит ответы, а также увидела, что рабочий процесс и создание художественных работ – это весело. 

Можете дать совет – как человеку понять, что он художник?

Если ты хочешь создавать искусство, то, наверное, ты художник. Что, конечно же, не делает тебя хорошим художником. Мне кажется, интересному профессиональному художнику нужно быть любопытным, тяжело работать и не бояться бросать себе вызовы и усложнять свой рабочий процесс. Любопытство и творческий подход важны, но еще важнее воля и преданность своей работе.

Выбор главреда: Работа "Варвар" Эли Лундгаард на выставке Future Generation Art Prize (фото 5)

Выставка Future Generation Art Prize продлится в PinchukArtCentre до 7 апреля.

 

Читайте также: В PinchukArtCentre назвали имена победителей премии Future Generation Art Prize.