Поиск

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил

Незамыленный взгляд

Текст: Buro 24/7


Фото: Андрей Пилипец

О нарративности, "Броненосце "Потемкине" и энергии Киева

В январе бельгийский фотограф Давид Дэнил представил в Киеве проект "Не дай спать нам, ходячим" (Let Us Not Fall Asleep While Walking). Название проекта происходит из строки последнего стиха Тараса Шевченко "Минають дні, минають ночі". Серия фотографий сделана в течение 50 дней в Киеве. Это попытка продемонстрировать психологическое состояние жителей Украины, точку столкновения прошлого и будущего, а также надежду на будущее без войны. Также Давид начал долгосрочный проект "Выражения свободы" (Expressions of freedom), где фотографирует необычных людей в их привычной обстановке. Сантана Преап расспросила Давида о его творчестве и о том, зачем ему понадобилось ехать в другую часть Европы.

 

Что говорят другие:

Виктор Марущенко, фотограф, основатель Школы фотографии Виктора Марущенко, журнала 5.6.

"Давид изучает документальную фотографию в одной из старейших художественных академий в Европе. Его метод съемки не совпадает с нашими понятиями. Давид работает по-другому, он ходит, знакомится с людьми и договаривается о съемке с помощью ассистента. У нас этим никто не владеет. Мы что видим  то поем. Он использует сильный внешний свет, педалирует картинку, потому она получается сюрреалистичной. Самое главное в его работах — постановочность документальной фотографии, авторский подход. Давид видит, переосмысливает и создает образы. Репортаж — это фиксация момента, он же действительность усиливает".

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 1)

Что говорит Давид:

Я впервые побывал в Украине, когда приехал в Одессу, чтобы увидеть Потемкинскую лестницу. Я изучал "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна и сцену на лестнице – и мне было интересно оказаться на месте съемок. Если бы я сам был режиссером фильма и стоял бы у лестницы, какое бы решение я принял? Это был интересный опыт.

Потом я собирался поехать на восток, но в Киеве проходила биеннале современного искусства "Киевская школа" (2015) и я решил посмотреть на работы. После этого пришла идея создать проект о ситуации в Украине, но не показывать войну и насилие, а подойти к этому индивидуально, показать, какое влияние имеет конфликт на общество в повседневной жизни.

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 2)

Я подходил к людям на улице, завязывал разговор и потом делал фотографию, но не документальный снимок прямо на улице, а создавал картинку, свое видение этого человека в другом месте. Для меня разговор не был прямо связан с картинкой, я пытался понять, каково это, быть украинцем и жить здесь. Мне нужно было построить отношения с человеком, потому что тогда я получаю удовольствие от картинки, которая получилась.

Я вижу свою работу главным образом документальной. Но то, как документальность интерпретируется, изменилось в ХХ веке. До изобретения 35-миллиметровой камеры документальная фотография была статичной. Это всегда был очень медленный процесс, людей не могли просто снять на улице, всегда нужно было вмешательство, им нужно было замереть на определенное время, сначала на 30 секунд, на 10, на 2 – и только потом техника позволила делать моментальную фотографию. Но тогда фотография все равно была документальной, она так же актуальна сегодня, как и в прошлом. Идея документальности сместилась. Я вижу разницу в долгосрочном и краткосрочном подходе к предмету. Фотожурналистский подход – это всегда краткосрочное отношение.

Я подходил к людям, с которыми чувствовал связь, когда видел в человеке что-то интересное. Например, фотография женщины со статуей. Я спросил, может ли женщина-консьерж попозировать. Мне было интересно показать связь с прошлым. Скульптура стояла там долгое время, и женщина тоже была связана с прошлым, она была очень похожа на эту статую. Не один в один, но они объединены временем.

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 3)

Я хотел сделать картинку не о скульптуре, потому решил спрятать глаза, чтобы было непонятно, кто это. Я нашел ее возле скульптурных мастерских, и никто не знал, какому человеку она посвящена, потому я думаю, что это этюд, портрет кого-то воображаемого. Я не хотел, чтобы люди смотрели на фотографию и задавались вопросом, кто это.

Женщина держит повязку так, что непонятно, завязывает она ее или развязывает, это момент посередине. Я просил ее развязывать и завязывать и сделал много снимков, потому не могу сказать точно, какой это момент. Это сцепление между двумя действиями, потому что она одновременно завязывает ему глаза и освобождает от повязки.

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 4)

Мне нравится идея того, что Киев – это новый Берлин. Конечно, нельзя сравнивать два разных города, но если говорить о Берлине — это город свободы, экспрессии, постоянных перемен, там много энергии, так же, как и в Киеве. Каждый раз, когда возвращаешься, что-то меняется. Недавно я общался с парой из Нью-Йорка, которая живет в Киеве уже 18 лет. Они говорят, что за это время произошел удивительный сдвиг. И Киев меняется каждый день. Здесь намного больше возможностей, чем в Париже или Лондоне. Меняется умонастроение людей, происходит огромный выброс энергии. Молодое поколение тяготеет к идее индивидуального, они исследуют самих себя намного больше, чем 30 лет назад. Мир меняется, страны и отношения между ними меняются, все становится ближе, есть большой толчок. Ты преодолеваешь границы онлайн, что имеет огромное влияние на то, кем ты есть. Ты становишься более чувствительным к вещам, гибким и способным адаптироваться. И в итоге страна тоже поменяется, но это очень долгий процесс. Система не меняется за день, неделю, месяц, это занимает годы. Ты подрастаешь, заводишь детей, внуков, умираешь, но твой опыт и твои идеи будут жить. Но это очень медленный процесс.

Мне не кажется, что здесь мрачно. Сейчас на улице серо и холодно, это не Карибы. Но в Европе так же. У каждого места есть своя ментальность, свои параметры. Я думаю, что идеология молодого поколения Нью-Йорка, Москвы, Токио достаточно схожа, потому что импульс, который они получают, достаточно похожий. У людей есть доступ к одинаковой информации, все зависит от того, что ты ищешь. Ты соединен с разными местами по всему миру.

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 5)

Новое имя: Фотограф Давид Дэнил (фото 6)

Нужно постоянно работать над собой, подталкивать, даже если просыпаешься по утрам и тебе не хочется этого делать. Лучшее, что можно сделать в таком случае, – это сказать себе: "Окей, тебе не хочется, но просто делай это". Я хочу найти собственный путь, учиться, узнать, что такое жизнь. Хочу понять, кто я, с помощью рефлексии того, что происходит вокруг.

На самом деле я интересуюсь кинематографом и тем, как конструировать нарратив. В кино ты создаешь нарратив в пределах продолжительности фильма, у тебя есть эпизоды, сцены, с помощью которых ты приводишь героя с одной ментальной позиции в другую, потому каждая сцена важна. Из-за того, что это достаточно сложно сделать и понять, я решил сделать шаг назад и сначала заняться фотографией. Пока что я создаю нарратив в пределах одного неподвижного кадра.

"Выражения свободы" – это не совсем проект для меня. Скорее – способ исследования того, как показать идентичность на картинке без того, чтобы человек был главным действующим лицом. Поэтому я захватываю в кадре окружение. Что может рассказать расширенная картинка об идентичности кого-либо? Если представить, что Август Зандер делал бы плечевые портреты, какой кадр больше говорит о человеке — крупным планом или в полный рост? Я исследую то, как можно встроить идентичность в картинку, какие аспекты могут ее создать.

 

Смотрите также: Интересное: Фотографии Эдварда Мунка.

Больше