
Канны: Клуни, Гослинг, Спилберг, nice guys
Дневник фестиваля
В "Большом и добром великане" Стивена Спилберга британская королева и вся ее свита в едином порыве портят воздух в Букингемском дворце — и это самый выразительный момент сказки для маленьких детей с компьютерными големами вместо живых людей.
На фотоколле "Денежного монстра" (Money Monster) Джоди Фостер была похожа на дочь Джулии Робертс — есть много версий, почему она так хорошо выглядит (включая поговорку про маленькую собачку, старость и щенка), но знающие люди говорят, что женщина просто счастлива. Ее новая режиссерская работа действительно удалась.
В прямом эфире шоу о биржевых котировках нервный парень с пистолетом (Джек О'Коннелл, будущая большая звезда), неудачно вложивший все свои сбережения, угрожает взорвать ведущего (Клуни) и съемочную группу во главе с режиссером (Робертс), которой даже под пулями надо, чтобы на экране была красивая картинка.
Фостер одновременно возмущается и восхищается современным ТВ, где любую серьезную тему обязательно превращают в цирк шапито с блек-джеком и шлюхами. В некотором смысле "Денежный монстр" — признание в любви съемочным группам, операторам, звуковикам, монтажерам, которым проще умереть, чем навлечь на себя гнев режиссера. Но самое главное, что это чрезмерное и увлекательное кино заставляет забыть о том, что перед вами два из десяти самых узнаваемых лиц на планете, и просто гадать, какое оправдание снова найдут авторы, чтобы не разнести этих красивых богатых людей на куски.
Стоит напомнить, что параллельно с Palme d'Or проходит не менее важный конкурс Palm Dog, где выбирают лучшую собаку фестиваля. Среди претендентов — пастушья сторожевая из драмы, где фигурирует эвтаназия с помощью анального секса, и старенький терьер Вилли из "Тони Эрдманна" немки Марен Аде — первого гениального фильма в каннском конкурсе, который точно не уедет без призов.
Жизнерадостный пенсионер с замашками детсадовского клоуна без предупреждения приезжает в Бухарест к вечно занятой дочери, у которой как раз важная сделка и вся карьера на кону. Чтобы не позорить ребенка, он надевает косматый парик и накладные уродливые зубы, приходит на все ее важные встречи и в один важный момент принуждает спеть The Greatest Love Of All Уитни Хьюстон.
Зрители жалуются, что из трех часов фильма стоило бы вырезать полчаса. Но это же жизнь — зачем ее сокращать? За 8 лет, которые я езжу в Канны, впервые вижу, чтобы зал так смеялся на конкурсном фильме. В конце хочется плакать от умиления и срочно, в полпервого ночи, позвонить родителям, чтобы сказать, что любишь их, но времени, как всегда, нет.
"Служанка" (Handmaiden) корейца Чан-Вук Пака (или Пака Чхан-Ука) — извращенная история о настоящей любви. Опытная карманница устраивается горничной к богатой наследнице, чтобы помочь знакомому жулику охмурить ее и сдать в психушку, но сама влюбляется в хозяйку. В целомудренной истории в духе авантюрных романов XIX века быстро появляются связывание и порка. На мой вкус, прекрасное произведение искусства.
Один из лучших людей в Голливуде Шейн Блэк выпустил классную черную комедию "Славные парни", в которой два сыщика, увалень (Рассел Кроу) и молодой вдовец (Райан Гослинг) с дочерью-подростком (крутая 13-летка Ангури Райс), в Лос-Анджелесе 70-х ищут юную активистку, снявшуюся в порно.
В очень похожем фильме "Поцелуй навылет" Блэк возродил из пепла карьеру Дауни-младшего (сразу после его взяли в "Железного человека"). Тут у режиссера только одна амбиция — чтобы зрители лопнули от смеха. Получаются "Секреты Лос-Анджелеса" на кислоте с лучшей комедийной ролью Гослинга, герой которого путает евнуха с Мюнхеном.
Чилийский мистик Алехандро Ходоровски, ничего не снимавший 20 лет, теперь регулярно выпускает автобиографические фильмы, где его играют собственные внуки.
"Поэзию без конца", рассказывающую о том, как будущий режиссер открыл в себе поэта, сложно и не нужно критиковать (скажем только, что важная роль отведена карлице с менструацией, а еще есть сцена в цирке, где голого Алехандро на руках передают по рядам). Фильм следует ценить за тот опыт, который Ходоровски получил за много лет экспериментов с жизнью и психоделическими грибами.
Ближе к финалу на экране появляется он сам, седой крепкий старик, которому будут аплодировать стоя в конце сеанса, и говорит, что старость — это совсем не страшно: ты просто освобождаешься от секса, денег, славы, самого себя — и превращаешься в бабочку чистого света.
Читайте также: Канны: Я тебя съем. Репортаж с кинофестиваля.