Поиск

\"Думаю, как все закончить\": Экзистенциальная драма Чарли Кауфмана, которая вас удивит

"Думаю, как все закончить": Экзистенциальная драма Чарли Кауфмана, которая вас удивит

Уже на нетфликсе

Текст: Настя Сидько


От автора "Адаптации", "Вечного сияния чистого разума" и "Быть Джоном Малковичем"

4 сентября на стриминговой платформе Netflix вышла тревожная экзистенциальная драма (а местами – леденящий душу хоррор) "Думаю, как все закончить" Чарли Кауфмана – без сомнения, одного из важнейших сценаристов современности ("Адаптация", "Быть Джоном Малковичем", "Вечное сияние чистого разума"), которого одинаково чествуют и зрители, и критики.

Это его первый фильм со времен глубоко психологической анимационной истории "Аномализа", которая получила Гран-при кинофестиваля в Венеции и была номинирована на "Оскар" в 2015-м. Рассказываем, почему "Думаю, как все закончить", который начинается как типичный ромком, а приводит в мир абсурда и загадок, очень стоит посмотреть (хотя местами, вполне вероятно, что вам буквально захочется с этим покончить).

Сыплет снег, рыжеволосая девушка в оранжевом пальто и красном беретике ждет своего парня, чтобы вместе поехать знакомиться с его родителями. Самое простое и обычное начало, которое в равной степени можно использовать как в проходящей романтической комедии, так и в сатирическом хорроре, чем не так давно воспользовался Джордан Пил в “Прочь” и получил “Оскар”. Однако такая незамысловатая на первый взгляд завязка ведет нас глубоко вниз по кроличьей норе вселенной Чарли Кауфмана и писателя Иэна Рейда (его одноименная книга лежит в основе адаптации), где есть место чему угодно, только не банальности.

Люси – так нам вначале представляют главную героиню – играет ирландская актриса Джесси Бакли (зрители точно помнят ее по роли Людмилы Игнатенко в “Чернобыле”), а ее парня Джейка – актер Джесси Племонс (“Фарго”, “Во все тяжкие”). Он решает, что пора познакомить свою возлюбленную с родителями, поэтому они направляются к ним в гости на ферму. И если для Джейка это шаг вперед, то Люси хоть и подыгрывает ему, но на самом деле подумывает, как все это закончить, и, кажется, согласилась поехать только потому, что “да” сказать проще, чем отказаться и объяснять то, чего она сама еще до конца не понимает. С чем она хочет покончить? С отношениями? С Джейком? Или все не так однозначно?


"Думаю, как все закончить": Экзистенциальная драма Чарли Кауфмана, которая вас удивит (фото 1)

На ферме за городом саспенс всего происходящего нарастает. Тягостное ожидание родителей Джейка навевает тревожные мысли: почему их не встречают, они вообще в курсе, что сын кого-то пригласил, и почему двери в подвал их дома все исцарапаны и заклеены скотчем, что за ними скрывается? Вопросов больше, чем ответов на них. И с появлением Тони Коллетт и Дэвида Тьюлиса, сыгравших родителей Джейка, земля окончательно уходит из-под ног главной героини (да и зрителей тоже).

Персонажи меняют свой облик – то стремительно старея, то, наоборот, молодея, – запутывая повествование и заставляя зрителей ломать голову в догадках, сон это или такая больная безумная реальность. Все, что происходит в доме родителей Джейка, ужасает непониманием. Разговоры героев напоминают театр абсурда и теряют всякий смысл. История знакомства Люси и Джейка кажется вымышленной, потому что они все время путаются в деталях, и мы так до конца и не знаем наверняка, кто же его девушка: художница, физик, она пишет стихи или же все-таки официантка? На стене среди семейных фото она внезапно обнаруживает себя, хотя Джейк уверяет ее, что на снимке он. В придачу ко всему, Люси постоянно кто-то звонит. Загадочный мужской голос в трубке говорит, что ему страшно (и нам тоже, ведь подписан он женскими именами).

"Думаю, как все закончить": Экзистенциальная драма Чарли Кауфмана, которая вас удивит (фото 2)

В этой точке хочется проснуться и стряхнуть с себя увиденное, словно ночной кошмар. Кауфман постепенно и намеренно наращивает уровень нарочито непостижимой наррации (даже кадры из фейкового ромкома Роберта Земекиса вводит!), играя со временем и пространством так, как не смог бы и Кристофер Нолан.

Выбравшись наконец из этого мрачного дома, полного секретов, Люси и Джейк отправляются в дорогу, не менее странную и сюрреалистичную. Порой кажется, что в этом мире не существует никого и ничего, кроме этих двоих, их словесного пинг-понга, полного символических отсылок (к мюзиклу "Оклахома", поэме Уильяма Вордсворта, "Обществу спектакля" Ги Дебора, эссе Дэвида Фостера Уоллеса, фильму Кассаветиса "Женщина под влиянием" и многим другим), и непрекращающегося снегопада за окном. Но путь приводит их в школу, где учился Джейк и где нас ждет настоящий главный герой, а значит – и разгадка, которую еще придется расшифровать.

"Думаю, как все закончить": Экзистенциальная драма Чарли Кауфмана, которая вас удивит (фото 3)

Размышления Люси о том, что только животные могут жить в настоящем, а люди – нет, потому что осознают свою мортальность, – возможный ключ к интерпретации. "Поэтому и изобрели надежду", – говорит она о людях. Надежда все исправить, переписать, придумать другую жизнь, лучше, полнее, ту, где есть возможность любви и нет пустоты одиночества, – вот о чем вся эта история в конечном счете.

Все упирается в страхи, которые преследуют человека: страх остаться одному, быть непонятым, поддаться забвению, упустить возможность и прожить жизнь впустую. Существование в горькой реальности может облегчить только фантазия (пусть даже больная). Как говорил герой Тони Сервилло в "Последствиях любви" Соррентино, жизнь одинокого человека становится невыносимой при отсутствии воображения. Но, кажется, во вселенной Чарли Кауфмана даже его наличие не спасает героев – отсюда и мысли, как все закончить.

 

 


Смотрите также: "Тенет" – интеллектуальный экшен Кристофера Нолана, который не оставит вас равнодушными.

Оставьте комментарий

Больше