
От Хичкока до Бонда и "Миссия невыполнима": Как менялось шпионское кино
Становление жанра
13 августа в украинский прокат вышел шпионский триллер "Агент Ева" – новый фильм режиссера Тейта Тейлора, снявшего "Девушку в поезде", "Ма" и "Прислугу". В главной роли – актриса Джессика Честейн, ее куратора играет Джон Малкович, а босса, который объявит охоту на Еву, – Колин Фаррелл.
Сюжет боевика разворачивается вокруг спецагента Евы, которая в ходе очередной секретной операции решает отойти от дел. Но завязать с прошлым оказывается не так просто, и теперь она сама становится объектом преследования.
Шпионское кино десятилетиями пользуется успехом у зрителей – наблюдать за секретными заговорами, опасными спецзаданиями и обаятельными агентами, которые всегда на шаг впереди, – чистое удовольствие. В честь выхода "Агента Евы" вспоминаем, как шпионские фильмы менялись со временем и за что мы их так любим.
Первое появление: мировые войны
Хотя шпионаж как таковой не был новинкой для литературного мира с момента появления письменности, но вплоть до конца XIX века – это сплошь истории о "придворных интригах в мировом масштабе". Но с новым веком, глобальностью и, главное, с двумя мировыми войнами, пришла совершенно другая реальность.
Понимая, что в 1930-х, на заре шпионского кино, кинозритель еще до конца не понимает этого мира и не сможет себя ассоциировать с условным двуличием шпионажа, главными героями становились "случайные люди", ненароком оказавшиеся не в то время и не в том месте. Эталонный фильм того времени – "Тридцать девять ступеней" Альфреда Хичкока 1935 года. Похожим был и герой хита времен Второй мировой из "Министерства страха" Фрица Ланга 1944 года. К слову, этот прием еще десятки раз встретится в мировом кинематографе – уж слишком удачна подобная сюжетная канва. И все-таки в эту эпоху сугубо доблестные военные сюжеты все еще затмевали шпионские интриги.

Холодная война, трудовые будни и Джеймс Бонд
Многое изменилось с началом холодной войны – когда открытые военные конфликты стали локальными, зато борьба разведок вышла на абсолютно новый уровень. Это привело сначала к буму литературных произведений на заданную тему, а затем – и расцвету киношной шпиономании. За время с конца 1950-х и вплоть до перестройки сформировалось три основных нарратива: приключенческий (и даже фантасмагорический), максимально реалистичный – "серединный вариант", а также к 1970-м сформировался и критический нарратив.
Воплощением первого в мировой поп-культуре, конечно же, стал Джеймс Бонд, персонаж Яна Флеминга, а его многочисленными "детьми" – популярные шоу вроде оригинальных "Миссия невыполнима", "Напряги извилины", "Агентов А.Н.К.Л.", чьи корни также родом из 1960-х.

С другой стороны, популярными были и более серьезные романы Джона Ле Карре об агенте Смайли, которые максимально были приближены к реальности работы разведки, к самым настоящим трудовым будням шпиона. Их экранизации тем не менее были скорее нишевым продуктом, и до популярности мистера Бонда им было далеко. Зато их микс – более серьезный товарищ, чем Бонд, но тоже на шикарной машине – Гарри Палмер по книгам Лена Дейтона сделал в 1960-х звездой не кого-нибудь, а самого сэра Майкла Кейна.

В 1970-х годах страны Запада, и в особенности США, на волне Вьетнама столкнулись с огромным недоверием к спецслужбам. Именно в эту эпоху появляется новый подход к шпионскому кино – критический, когда сформировался негативный нарратив на шпиономанию, закулисную власть, а судьба человека, пусть даже и отдельно взятого шпиона, окончательно выходит на первый план.
Ключевыми в этом движении стали "Три дня Кондора" Сидни Поллака и "Разговор" Фрэнсиса Форда Копполы. И со временем таких фильмов стало все больше, а черты отрицательного отношения к работе спецслужб передались практически в каждый современный шпионский фильм.
Больше женщин, постмодерна и мета-мета
Конец 1980-х сделал женщин полноценными героинями шпионских противостояний – в Европе настоящим прорывом, безусловно, стала картина "Ее звали Никита" Люка Бессона. Он обыграл жанр по-своему, сделав свою героиню "случайным человеком", которого заставляют работать "на благо государства". Этот образ стал еще одним популярным нарративом, значительно отличающимся от привычной роли для женщин – подружки Бонда.

С падением Берлинской стены и отсутствием главного злодея для западного кино – СССР – врагами стали корпорации, террористы и агенты-предатели. Пришла эпоха постмодернизма с пародиями и меташутками в духе "Остина Пауэрса". Вместе с тем появляется "Миссия невыполнима" с Томом Крузом, и в эпоху победившего постмодернизма франшиза вполне позволила себе быть достаточно олдскульной, чтобы фишки с масками не смотрелись совсем дико, а снятые с минимальным использованием графики экшен-сцены и современная мотивация злодеев продлевают жизнь фильмам раз за разом. Ну и бегающий Том Круз, безусловно, оживляет собой сюжет.

Наши дни: стиль vs реализм?
К чему мы пришли в первые десятилетия XXI века? "Больше реалистичности!" – затребовали и публика, и критика. И получили нечто абсолютно новое – "борниану" с Мэттом Деймоном, которую тут же назвали альтернативой Бонду. Его претензия на реализм точно попала в действительность "после 11 сентября", с недоверием к спецслужбам и главными героями, куда больше похожими на реальных людей, а не суперменов.

Новое дыхание приобрели как прямые экранизации Джона Ле Карре, вроде "Шпион, выйди вон" или "Ночной администратор", так и многочисленные его "прямые потомки", описывающие трудные будни агентов, шпионов, киллеров в их многочисленных вариациях. Такие фильмы превращались и в пародийно-абсурдистские фильмы для миллениалов, вроде "Ультраамериканцев", и в признанные мировым киносообществом ленты на основе реальных событий, наподобие "Арго" Бена Аффлека или "Цели номер один" Кэтрин Бигелоу с той же Джессикой Честейн.

Даже Джеймс Бонд пережил трансформацию с приходом Дэниела Крейга. И хотя эти фильмы стали реалистичнее, тем не менее фирменный почерк никуда не ушел – есть девушки, есть машины, гаджеты и видоизмененный сухой мартини.
Подтверждением тому, что визуальные изыски продолжают жить вместе со шпионским жанром, стала и "Взрывная блондинка" с Шарлиз Терон – стилистически интересная картина, которая все равно опирается на столпы реализма. В данном случае это сеттинг, когда фоном сюжета становятся исторические события, а также боевая хореография, потрясающе снятая длинными дублями.

Другой яркий стилистический изыск – шпионская ретрокомедия "Агенты А.Н.К.Л." Гая Ричи, основанная на сериале 1960-х (той же эпохи, что и "Миссия невыполнима"), – в принципе оторвана от реальности в духе фильмов прошлого. Шпионскую тему инкорпорировали и в комикс-блокбастеры вместе с Черной Вдовой и организацией ЩИТ, а американская пресса всерьез сравнивала дух второго сольника Капитана Америки с классическим фильмом 1970-х "Три дня Кондора" (присутствие в обоих легендарного Роберта Редфорда только усилило впечатление).

Жанр шпионского кино продолжает развиваться и находит все новые и новые пути для уже, казалось бы, классических сюжетов. В этом году мы все ждали выхода нового Джеймса Бонда, над сценарием которого поработала Фиби Уоллер-Бридж ("Дрянь"), но "Не время умирать" отложили из-за коронавируса. А вот каким получился "Агент Ева", можем узнать уже сейчас. В украинских кинотеатрах фильм показывают с 13 августа.


Смотрите также:
Свадебный день сурка в трейлере комедии "Зависнуть в Палм-Спрингс".
"Монахиня-воин", "Неразгаданные тайны": 10 самых популярных сериалов этого лета на Netflix.
Оставьте комментарий