
Интервью Buro 24/7 Украина: солист балета The Great Gatsby Клиффорд Уильямс
"Нужно позволять себе быть художником"
— Сложно ли сохранить индивидуальность и свой особенный стиль, пройдя через все этапы обучения в балетных школах? Как это тебе удалось?
— Я привык верить, что танец универсален. Если ты хорош хотя бы в одном направлении, ты можешь делать что угодно. Конечно, техника — это то, чему нужно учиться. Это база, которая дарит свободу действий. Поэтому мне иногда кажется, что мой подход заключается в тяжелом труде в зале, усердной работе над техникой, и в результате я совсем о ней не думаю, когда танцую. Это всего лишь способ выражения, средство рассказать историю с помощью движений.
— Расскажи, как ты начал танцевать? Когда к тебе пришло осознание того, что ты хочешь быть балетным танцором? Ведь зачастую это неосознанный выбор, который родители делают за своих детей, пока те еще маленькие.
— На самом деле танцевать я начал достаточно поздно: мне было тогда уже 16. Я учился в исполнительской школе для мальчиков и дальше планировал петь в опере. Потом я спонтанно решил начать танцевать. Через несколько лет у меня стало очень хорошо получаться, потому что я по-настоящему этого хотел. Дальше я пошел учиться в Джульярдскую школу в Линкольн-центре (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки. — Прим. ред.) и вскоре начал свою профессиональную карьеру танцора.
— У тебя был наставник? Есть ли человек, который вдохновил тебя больше остальных?
— Должен сказать, Дуайт Роден был и есть моим наставником. Мы тесно работаем вместе уже 10 лет. Он сделал меня именно тем танцором, которым я являюсь сейчас. Я думаю, он раскрыл мой потенциал и дал действительно много возможностей быть творческим. По-моему, в этом и заключается настоящее наставничество.
для каждого танцора важно импровизировать
— Насколько я знаю, ты уходил из труппы Дуайта Родена на время.
— Вообще-то, я не постоянный член его труппы. Я художник-постановщик и резидент, а это значит, что я всегда неотъемлемая часть коллектива, но при этом не являюсь штатным участником труппы. Я выступал на двадцатилетнем юбилее Complexions Contemporary Ballet и подготовил для этого события несколько специальных партий.
— Ты видишь себя хореографом в будущем?
— Думаю, нет. У меня есть одна большая амбиция — работать с как можно большим количеством уникальных начинающих и уже состоявшихся хореографов. Я хотел бы испытать столько разных занятий, на сколько хватит сил. Я люблю себя испытывать, бросать вызов, особенно в том, что заставляет чувствовать себя некомфортно.
— У тебя есть на примете еще какой-то литературный герой, которого ты хотел бы воплотить в балетной партии?
— О, их так много. Недавно я понял, что мне куда легче дается играть бескомпромиссных, утрированных героев вроде Мэйера Вулфшайма. И здесь дело даже не в легкости. Для меня это всегда очень интересный опыт. Ведь он настолько злой, бессердечный, ему плевать на все. Это дает возможность побыть кем-то другим, кем ты не являешься в действительности. Хочется поставить себя на место такого героя, примерить на себя его характер. Играть злодеев всегда забавно. В нашей интерпретации The Great Gatsby Вулфшайм олицетворяет собой противоположность Дэйзи, он противопоставляется чистоте ее любви, именно поэтому я всегда нахожусь рядом с Гэтсби. Это будто постоянное напоминание о том, кем он является на самом деле, о том, кем он был и кем стал теперь.
— Как ты относишься к импровизации? Есть ли для нее место в твоей работе?
— Конечно! Особенно в работе с Дуайтом Роденом. Я не хореограф, но, если я отклоняюсь от точной его постановки, это только помогает создать что-то новое. По-моему, для каждого танцора важно импровизировать. Это, что называется, чувствовать себя комфортно в собственной шкуре и не бояться использовать свой голос.
Иногда просто необходимо делать то, что чувствуешь, здесь и сейчас
Я думаю, это самая важная составляющая во всех видах искусства, потому что для меня это значит быть не просто танцором, соблюдающим точную расстановку действий, быть в правильном месте в нужный такт — для меня это значит быть настоящим художником. Но иногда мне кажется, что танцоры (и я не исключение) забывают об этом. Нормально иногда не запоминать точную расстановку движений, тем более когда танцуешь соло. Иногда просто необходимо делать то, что чувствуешь, здесь и сейчас, и позволять себе быть художником.
— Ты никогда не думал сменить род деятельности, попробовать заниматься чем-то, кроме балета?
— Мне бы хотелось больше играть. Я чувствую, что посвятил такую огромную часть карьеры своему телу. Это уже завершенная история. Ведь кроме того, что я танцор, я еще и певец. К тому же я дебютировал в качестве актера на телешоу, которое должно выйти на экраны уже этой весной.
— Что бы ты назвал своим главным вдохновением?
— Как бы банально это ни звучало, но больше всего меня вдохновляет моя семья и то, что всегда меня есть кому поддержать. Это помогает сохранить позитивный настрой в работе, ведь дела не всегда идут гладко.