
5'nizza: "За сырость и кривизну нас и любили"
Интервью Buro 24/7
Главный редактор Buro 24/7 Алексей Тарасов встретился с участниками группы 5'nizza Андреем Запорожцем и Сергеем Бабкиным, чтобы узнать, почему они снова вместе.
Фотографировала Яна Токарчук.
Лично мое знакомство с группой 5'nizza началось с того, что мои две одноклассницы вернулись с Казантипа с "болванкой", на которой были записаны ваши первые песни. Как гласит легенда, в какой-то момент на Казантипе пропал свет, и вы играли у костра.
Бабкин: Это не легенда.
Штука в том, что эту историю мне пересказывало такое количество людей, что у костра должно было быть тысяч пять человек.
Запорожец: Людей было, конечно, меньше, но свет действительно выключили, и мы долго играли свои песни. Фотографии оттуда сохранились.
Бабкин: Мы перелезали как раз через забор. Хотели попасть на Казантип.
Запорожец: Денег у нас не было.
Бабкин: У меня был знакомый, который рассказал, что можно через заборчик перескочить. Мы туда полезли, и тут вырубился свет.
Запорожец: Да, только перелезли – а свет выключился.
Бабкин: Там еще играл наш знакомый. Как его звали?.. Лунатик?
Запорожец: Нет, Лунатик – это другой.
Бабкин: А того как звали? Такой, с дредиками.
Запорожец: Подожди... Из Сургута?
Бабкин: Не из Сургута! Ну, наш знакомый.
Запорожец: Не помню. Точно не Лунатик.
Вы тогда не были в официальном лайнапе Казантипа? Не должны были там выступать?
Бабкин: Мы приезжали на Казантип два раза. Первый был нелегальный, и мы играли на пляже, сами по себе.
Запорожец: А во второй раз мы должны были выступать на маленькой сцене, но потом так сложилось, что нам позволили сыграть на большой. После этого о нас начали говорить.
А зачем вы вообще на Казантип ехали?
Запорожец: Интересно было – и потусить, и потанцевать. Большое молодежное движение.
Бабкин: Андрей еще сам там был за год до этого. Рассказал мне – говорит, поехали. Мы поехали.
Запорожец: Мы еще ездили в Евпаторию. Помнишь? Играли на улице в парке. Хотели заработать денег.
Бабкин: Этого не помню... Класс!
Как люди реагировали?
Запорожец: Реагировали прекрасно, но деньги не бросали.
Вы что в тот момент сами слушали? Если раскладывать музыку “Пятницы” на элементы, это КСП плюс регги плюс еще что-то.
Запорожец: Я даже не знаю, что такое КСП до сих пор. Много раз слышал это слово, но понятия не имею, что оно означает.
Это как раз у костра играют.
Бабкин: А как расшифровывается?
Запорожец: Самодеятельная песня?
Наверное.
Запорожец: Коллективная самодеятельная песня?
Может быть. Так что вы тогда слушали?
Запорожец: КСП точно не слушал.
Бабкин: Я тогда перестал быть фанатом “Чижа” и компании.
Это который “а не спеть ли мне песню о любви”?
Бабкин: Ага. Период этот прошел. На смену ему пришли Высоцкий, Nirvana и западная музыка, любовь к которой Андрюха мне привил. Radiohead, Aerosmith, U2.
Запорожец: Плюс хип-хоп – Cypress Hill и The Fugees больше всего. Еще Баста Раймз, Tribe Called Quest – очень важная для меня группа.
Бабкин: А этот дуэт, который сначала распался, а потом снова?..
Запорожец: Outkast.
На Сергее – штаны и свитер Diesel, пальто Tommy Hilfiger, на Андрее – пальто Diesel
А познакомились вы вообще как?
Бабкин: В школе. Учились в одном классе. Я поступил в эту школу, чтобы доучиться там десятый-одиннадцатый класс.
Что у вас было по физике?
Запорожец: Твердая троечка. А у тебя как?
Бабкин: У меня иногда и двоечка была твердая.
То есть вы гуманитарии?
Запорожец: К точным наукам я не тяготел.
Бабкин: Как-то Андрюха заметил, что я бегаю куда-то на большой перемене – беру гитару, сажусь возле столовой на лестнице и играю. И однажды подошел.
Что вы узнали о самих себе за те 10 лет, что группа “Пятница” не выступала?
Запорожец: Я объездил много городов и стран с гастролями, успел поиграть с разными музыкантами, много чего получилось и не получилось.
Как человек ты как изменился?
Запорожец: Это слишком глобальный вопрос.
Почему глобальный? Я, например, 10 лет назад терпеть не мог оливки, а сейчас их обожаю.
Бабкин: Кинза. Терпеть не мог, на нюх не переносил.
Отвратительная штука – в салат, в мясо добавляют.
Бабкин: А сейчас ем вот так (показывает руками). Взахлеб.
Запорожец: Кинза – это вообще класс. Но я любил ее и раньше.
В этом смысле ты совершенно не поменялся.
Бабкин: Стабильность.
Запорожец: Я как ел кинзу, так и ем.
Бабкин: Я за эти годы понял: что бы я ни делал, меня знают как чувака из “Пятницы”.
Почему так?
Бабкин: Потому что “Пятница” – это был сильный энергетический... Потрясений. Потресьян! Но не Петросян.
Говорят, настоящая фамилия Петросяна – Петросянц.
Запорожец: О-о-о...
Бабкин: Дай Бог ему здоровья!
На Сергее – рубашка и пальто Tommy Hilfiger, на Андрее – пальто Diesel
Я читал интервью, в котором Сергей сказал, что некоторые из ранних своих песен вы бы сейчас не выпустили. А за что еще стыдно?
Бабкин: Мне бывало стыдно за то, как мы что-то записали, или если я спел нечисто. Раньше вообще не мог слушать наши первые записи. А потом понял, что за сырость и кривизну люди нас и любили, в общем. Если мне сейчас поставить старые записи, вряд ли я буду слишком уж корежиться. Есть супернепрофессиональные моменты, но за счет искренности это все очень классно работало.
Кто-то из вас говорил, что песню “Ты кидал” вы бы сейчас не записали.
Запорожец: Это другой вопрос. Это не связано со стыдом.
Бабкин: Просто с возрастом.
Запорожец: С естественным взрослением, когда человека волнуют одни вещи – и он поет об этом, а через 10 лет волнуют другие – и он поет о другом. Это совершенно нормально. Это не значит, что должно быть стыдно за то, что было в прошлом.
Бабкин: Мы не сможем сейчас придумать песню “Гондон”, допустим.
Не сможете?
Бабкин: Не сможем.
Запорожец: Хотя эта песня сегодня достаточно актуальна. Вообще она “Натяни” называется.
Даже на спор?
Бабкин: На спор мы сделаем и круче! Но если бы мы сейчас собрали группу, эта песня у нас бы не вышла, просто в голову не пришла бы.
Расскажите о Харькове – он для вас по-прежнему дом родной? Андрей вроде считает себя космополитом.
Бабкин: Митрополитом.
Запорожец: Я могу жить в разных местах и живу периодически то там, то сям. Я не привязан к Харькову, но я его люблю, у меня там много друзей. Очень творческий город.
Ну, это общие фразы. Вы его за что конкретно любите? Ради чего возвращаетесь?
Бабкин: Знаешь, это чувство – “я дома”?
У меня это скорее не с городом связано, а с конкретными квадратными метрами.
Бабкин: А я, когда приезжаю на вокзал, – у меня это начинается оттуда. Ты приезжаешь в город. Я раньше ненавидел Харьков, говорил, что это жопа, что там ничего не происходит и вообще полный мрак. А потом начал ездить в другие города...
И понял, что бывают жопы и похуже.
Бабкин: Я по-другому взглянул на родной город. Его спокойствие мне стало по душе.
Вот Харьков вроде такой продвинутый, а как вы объясняете, что на выборах мэра там Кернес побеждает?
Запорожец: У меня Кернес не побеждает.
62 процента голосов.
Запорожец: Я об этом ничего не знаю. Зачем нам политика в интервью? Мы этот вопрос сразу исключаем.
Давай тогда поговорим про любовь. Получается, что группу 5'nizza любят настолько, что вы единственные украинские артисты, которых не предавали анафеме за выступления в России.
Бабкин: Почему не предавали анафеме? Предавали.
Запорожец: Вот мы опять говорим про политику. Давай сразу следующий вопрос.
Давай тогда про Кличко – его недавнее поражение что для вас значит?
Бабкин: Ты про спорт?
Да, я про младшего, про Владимира. Он Владимир Владимирович, кажется.
Бабкин: Господи!
Мы уже давно воспринимали его победы как должное.
Бабкин: Думали, что он не может проиграть.
Даже говорили, что ему промоутеры специально слабых соперников подбирают. Вы за этим следите?
Бабкин: Нет. Я вообще не слежу.
Запорожец: Я смотрю бокс. Считаю, что Владимир Кличко – очень талантливый спортсмен.
Бабкин: Ты смотришь бокс?! Вот это да! Новости!
Запорожец: Бои Федора Емельяненко я смотрел.
Бабкин: Серьезно?! Боже мой! И с этим человеком я в группе!
Я был уверен, что у вас с боксом ровно наоборот.
Бабкин: Кошмар!
Запорожец: Мне эти люди интересны, когда они спортсмены.
Мне кажется, эта история о том, что победы никогда не стоит воспринимать как должное.
Запорожец: Люди смотрят на кого-то, оценивают, им становится скучно. Они переключаются на кого-то другого. А самому чего-то добиться? Это не у всех получается. Найти свое место в мире – вот что для каждого человека важно.
Как в вашей жизни появился Святослав Вакарчук? Если не ошибаюсь, его контора помогает вам с организацией концертов.
Запорожец: Предыдущий тур по Украине нам делала его компания Susy Production.
Бабкин: Это были три города – Киев, Харьков, Одесса. Славик появился давно, когда мы еще играли в “Бабуине”, была такая книгарня. После концерта Славик зашел в гримерку, сказал, что мы молодцы, предложил нам перкуссию добавить. А потом он пригласил меня в свой проект “Брюссель” – и с тех пор мы держим связь, редко, но созваниваемся, списываемся. Он не скрывал, что ему 5'nizza нравится, говорил, что было бы круто, если бы мы воссоединились, спрашивал, что же мы так...
А что же вы так?
Бабкин: Было чем заняться.
А теперь нечем?
Бабкин: А теперь пришло время. Время все ставит на свои места. Время тогда нас куда-то привело, вытащило на Казантип. Дальше настало время отойти друг от друга. Мы попробовали разную музыку, разные ипостаси, а потом что-то подкатило, но ни один из нас не решался сделать первый шаг – гордость была и у одного, и у другого. Мы сначала думали, что между нами не будет химии, как раньше. Но результат нас очень обрадовал. В течение недели мы каждый день собирались вместе и за это время написали пять песен. Поняли, что все работает, все нормально.
Запорожец: Вчера написали песню.
Бабкин: Так почему этому не жить?
Кто сделал первый шаг?
Бабкин: Мы встретились на улице утром.
Запорожец: Вот этот момент мне запомнился.
Бабкин: Андрюха отвел дочку в садик, а я вышел из кафе, где пил кофе.
Запорожец: И случайно встретились. Постояли, поговорили. Не было такого – а давай-ка пятерку концертов дадим! Мы договорились, что соберемся, поиграем, посмотрим, как это будет, а потом решим, что с этим делать вообще.
Читайте также: Ко дню рождения Гребенщикова: БГ и пустота.