Поиск

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит)

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит)

Свет мой, зеркальце, скажи

Текст: Настя Сидько


Культура селфи и ее последствия

В редакции немецкого издания "Лейпцигер Анцайгер", где так отчаянно противились изобретенной в середине XIX века Луи Дагером первой в мире технологии фотографирования, получившей название "дагеротипия", сошли бы с ума, узнав, сколько селфи люди ежедневно постят в соцсети. Тогда, в 1840-х, в газете на полном серьезе писали (а Вальтер Беньямин над ними подшучивал), что "человек создан по подобию Божию, а образ Божий не может быть запечатлен никакой человеческой машиной". Но прогресс неумолим – и "человеческие машины", которых так боялись консерваторы, стали неотъемлемой частью нашей жизни.

Уже в ХХ веке фотоаппарат становится предметом массового обихода. В 1948-м впервые появилась технология моментальных полароидных снимков, спустя еще чуть больше полувека оказывается, что люди в минуту делают больше фотографий, чем было сделано за весь XIX век. Вопреки надуманным газетным страхам, человек не только смог быть запечатленным на снимке, он еще и сам себя неустанно фотографирует.

Исторически феномен селфи объясняют через традицию автопортретов, которые из живописи перекочевали в фотографию. Существует большой соблазн назвать так работы фотографов, которые сами себя снимали еще задолго до появления фронтальной камеры на смартфонах. Фотографию Роберта Корнелиуса 1839 года, одного из пионеров фотографии, который развил технологию Дагера, принято считать "первым селфи в истории", хотя технически правильнее называть ее первым автофотопортретом.

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 1)

А вот снимок, сделанный в Нью-Йорке в декабре 1920 года, уже ближе к тому, что мы сейчас называем селфи. Пятеро мужчин собрались на крыше студии Марсо на 5-й авеню и, обнявшись, делают общий снимок на вытянутых руках. Это фотографы Byron Company, открывшие на Манхэттене одну из главных фотостудий в Нью-Йорке.

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 2)
Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 3)

В 1954 году Kodak выпустили модель фотоаппарата Retinette – это камера со встроенным автоспуском, реклама которой буквально призывала фотографировать самих себя. В своих кампаниях Kodak продвигали идею того, что фотография – это способ сохранить момент. Появилось даже выражение Kodak moment – момент, который стоит того, чтобы быть запечатленным.

"С самого своего появления фотография способствовала повсеместному распространению новой разновидности сознания, мышления — отношения к миру как к подборке потенциальных фотографий", – писала Сьюзен Зонтаг в эссе "О фотографии". По такой же схеме сейчас работает и инстаграм, с той лишь разницей, что раньше моменты хотели сохранить как что-то редкое и ценное, а теперь их просто накапливают в бесконечные ленты сторис, которые исчезнут спустя сутки.

Оксфордский словарь определяет селфи как снимок человека, сделанный самим человеком на смартфон или веб-камеру и выложенный в соцсети. В 2013 году это явление стало словом года, опередив "тверк" и "биткоин". За год до этого японский космонавт Аки Хосидэ сделал селфи в космосе, где Земля отражалась в его зеркальном шлеме.

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 4)

Но Хосидэ был не первым – американский космонавт Базз Олдрин сделал первое в истории селфи в космосе еще в 1966 году. Это была миссия NASA Gemini 12, сосредоточенная на изучениях сверхзвуковой деятельности (EVA). В 2015 году напечатанное селфи Олдрина продали на аукционе в Лондоне за $9200.

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 5)

Можно назвать еще как минимум два важных примера, которые повлияли на общественное восприятие селфи-культуры. В 2013 году тогдашний президент США Барак Обама, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и датский премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт сделали селфи на похоронах Нельсона Манделы. Фотография быстро облетела СМИ – и многим не понравилось, что мировые лидеры так неуместно веселятся на прощальной церемонии.

В The Guardian тогда даже вышла колонка о том, почему селфи Обамы – это не проявление неуважения к Манделе. "Не уверен, что Мандела делал бы селфи на похоронах Обамы, если бы они поменялись местами, но я вполне уверен, что он бы разглядел всю забавность ситуации", – пишет автор Джон Крейс. Если отбросить этическую сторону вопроса, это селфи – чуть ли не первый пример вне протокольного снимка политических деятелей (хотя само фото, которое сделала премьер-министр Дании, так и не было опубликовано).

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 6)

Историческим является также совместное фото актеров на церемонии вручения "Оскара" в 2014 году. Тогда ведущая Эллен Дедженерес собрала вокруг себя Мерил Стрип, Брэда Питта, Джулию Робертс, Анджелину Джоли, Кевина Спейси и других звезд, а само фото делал Брэдли Купер. Голливудское селфи буквально сломало твиттер – снимок ретвитнули более 2 миллионов раз еще до того, как закончилась церемония.

Стать лучшей версией себя: Как нас всех поработили селфи (и что все это значит) (фото 7)

Почему же мы так одержимы селфи и возвели собственное изображение в инстаграме в культ? Кажется, объяснение есть у Маршалла Маклюэна. Когда он анализировал миф о Нарциссе в работе “Понимание медиа”, то говорил о том, что главный герой оцепенел, завороженный собственным расширением вовне. Он не то чтобы влюбился в свое отражение, он не мог принять увиденное за себя – и это захватило его сознание. Бесконечное количество фильтров и масок в инстаграме способствует зависимости человека от создания все новых и новых версий себя.

Селфи – продукт общества спектакля. Как пишет Николас Мирзоев в книге "Как смотреть на мир", каждое селфи – это перформанс, где мы играем человека, которым хотели бы казаться. Это попытка показаться миру такими, какими мы сами себя видим, а не теми, кем нас видят со стороны.

Психологи связывают селфи-одержимость с развитием дисморфофобии – психологического расстройства, при котором люди чрезмерно озабочены собственным телом и заостряют внимание на своих недостатках или незначительных дефектах. В 2018 году эксперты Американской академии лицевой пластической и восстановительной хирургии провели опрос, результаты которого показали, что главный повод для операций по изменению внешности – неудачные селфи. Стремление к навязчивому перфекционизму – причина болезненного отношения к себе и своей жизни. Нам кажется, что у кого-то что-то лучше, но на деле мы просто равняемся на симулякр реальности.

Возвращаясь к идее Сьюзен Зонтаг, селфи – тот же социальный ритуал, без которого виртуальная (и как следствие – реальная) жизнь немыслима. Фанатичное желание запечатлеть самого себя можно сравнить с потребностью самоутвердиться, задекларировать свое существование. В таком случае селфи – это еще и лекарство от тревоги.

Варшавская арт-группа Pangenerator в 2018 году создала инсталляцию, которая превращала селфи посетителей в тлен. Они вдохновились эфемерной стороной современных технологий и обратили внимание на то, как современные люди боятся потерять свою цифровую жизнь. По их мнению, страх технических сбоев или устаревших форматов для файлов присущ каждому из нас. "Мы, естественно, думали о культуре селфи и играли с этой навязчивой идеей хранить свои изображения. Ведь ничто не спасет их от хрупкости данных в долгосрочной перспективе”, – объясняли идею авторы проекта.

Старые пленочные фотоаппараты на 36 или 24 кадра обеспечивали селективность происходящего, нельзя было задокументировать все, что с тобой происходит, выбор делался в пользу чего-то более-менее выдающегося, что будет иметь значение спустя время. Инстаграм разрушил эту селективность. По большому счету, в инстаграме ты существуешь лишь 24 часа, и если спустя это время ты не подаешь признаков жизни – не постишь селфи, не снимаешь любимого кота, не показываешь свой завтрак, – то практически уходишь в небытие. Именно зыбкость цифрового существования заставляет нас делать селфи снова и снова. И мы будем продолжать это делать. 

 

Смотрите также:

Названы победители Sony World Photography Awards – 2020. Смотрите лучшие фото.

Прекрасная эпоха: Британия 1960-х в снимках фотографа Брюса Дэвидсона.

Оставьте комментарий

Больше