Поиск

\"Не похоже ни на что\". Маша Рева о балете для танцоров с синдромом Дауна

"Не похоже ни на что". Маша Рева о балете для танцоров с синдромом Дауна

Уникальный опыт

Текст: Buro 24/7


Специальная версия "Весны священной" в Лондонской королевской опере

Видеоресурс Nowness опубликовал видео о том, как создавалась новая версия балета "Весна священная" Игоря Стравинского, в которой приняли участие 23 танцора с синдромом Дауна. Эту постановку показали в Лондонской королевской опере 22 марта. Главную партию в ней исполнила Сара Горди — английская актриса с синдромом Дауна, получившая орден Британской империи от герцога Кембриджа в Букингемском дворце.

Специально для BURO словацкий режиссер Адам Ксока Келлер и украинский дизайнер и художник Маша Рева рассказали, почему это был самый интересный проект в их жизни:

Адам Ксока Келлер, режиссер

Я помню, как впервые увидел “Весну священную” в Королевском оперном театре 10 лет назад, когда мне было 17.  Я не до конца понял, о чем постановка, но был абсолютно поражен тем, насколько радикально иной и необычной она была. Я вышел из зала с невероятно сильным чувством, которое оставалось во мне до сегодняшнего дня. Я осознавал, что работа, созданная Игорем Стравинским в 1913 году, была революционной и полностью опередила свое время. Премьера “Весны священной” состоялась в Париже 106 лет назад, она возмутила и скандализировала публику. Хореографию ставил великий представитель Русского балета Вацлав Нижинский. “Весна священная” нарушила все правила композиции и хореографии, обозначив важный культурный момент в истории.

Пьеса построена вокруг дохристианских славянских языческих ритуалов, в которых богом было солнце, а после длинных холодных зим Восточной Европы и России самым важным праздником в году считался приход весны. Избранной девушке было суждено исполнить жертвенный танец, в ходе которого она умирала от истощения, удобряя почву своей кровью.

Моей компании Culture Device предложили в течение десяти недель создать вместе с Королевским оперным театром уникальную интерпретацию балета Игоря Стравинского “Весна священная” при поддержке и под творческим присмотром Королевского балета. Нам показалось очень важным – быть на острие культурного момента, когда мир становится открытым для исполнителей с особенностями развития и позволяет им самовыражаться в искусстве.

У нас была возможность запечатлеть редкое культурное событие, когда труппе, состоящей из очень талантливых исполнителей с синдромом Дауна, была дана возможность блистать, а зрителям – понять их волшебную энергию и их видение мира.

Мне часто задают вопрос о том, каково было работать с танцорами с синдромом Дауна. С первого же дня, когда я зашел в репетиционный зал, я смотрел на постановку так же, как и на все предыдущие проекты, которыми я занимался. Ты просто подстраиваешься под очень особенную энергию этого проекта и, когда погружаешься в работу, начинаешь совершенно по-новому смотреть на тему балета. Есть большой мир “неизвестного”,  который подпитывается нашими ошибочными стереотипами о людях с особенностями развития, хотя на самом деле нам нужно чаще задействовать этих невероятно одаренных исполнителей не только в областях искусства и культуры, но и просто с их помощью менять мир к лучшему. Я убежден, что мир станет гораздо более светлым местом, если это произойдет!

Маша Рева, художник, дизайнер, арт-директор

С режиссером этого проекта Адамом мы знакомы со времён колледжа Central Saint Martins. Хотя мы работаем не первый раз, такой объемный совместный проект у нас впервые. Предложение о сотрудничестве поступило неожиданно, времени на производство, сомнения и на ошибки было в обрез.

Я получила полную свободу, и главной задачей было сделать что-то комфортное для танцоров и одновременно созвучное с постановкой. У нас была pre-production-встреча в Лондоне, в ходе которой мы поближе познакомились с художественным руководителем, танцорами и их родителями . Все полученные впечатления настроили меня на идею, и после просмотра множества разных версий "Весны священной" я за день нарисовала идею, мы быстро все обсудили, и она отправилась в производство. Все костюмы для проекта производились в Киеве, а скульптуры – уже на месте в Лондоне.

Это мой самый масштабный проект, в котором я выступила в роли арт-директора. К тому же он затрагивает важную социальную тему – людей с особенностями развития. Мы были на репетициях, где я сняла много коротких видео, чтобы понимать динамику движений танцоров. На мой взгляд, это хорошо, что я не видела постановку в театре, мне нужно было держать дистанцию от оригинала. Наша задача была в том, чтобы сделать новую версию, не похожую ни на что.

Смотрите также: Современную украинскую оперу Iyov признали одной из лучших в мире.

Больше