
Фэшн-юрист: "Не стесняйтесь оформлять вашу дружбу письменно"
Как это работает
Максим Попов — советник адвокатского объединения Berylstone. Он руководит сектором Fashion, Retail & Consumer goods и знает все о том, как фэшн-индустрия работает на юридическом уровне. Мы решили задать Максиму несколько вопросов о том, как защитить свой бренд от подделок, что делать, если украл чужую идею, и почему важно нанимать юриста и подписывать контракты даже с друзьями.
Сейчас кругом одни коллаборации. На ваш взгляд, почему это популярно и что получает каждый из участников?
Для новых брендов это хороший способ привлечь аудиторию уже состоявшихся брендов, а для известных марок — остаться актуальными. Например, коллаборация Supreme и Louis Vuitton. LV получает опыт сотрудничества с молодым и популярным брендом, а Supreme получает повышение статусности, сотрудничая с одной из самых известных компаний.
Но юристы смотрят на коллаборации по-другому. Им важно знать: кто владеет авторскими правами, правами на дизайн и торговые марки? Кто оплачивает расходы на отшив и рекламу? Кто занимается организацией продаж?
Из моего опыта, когда бренд привлекает независимого дизайнера для создания коллекции, то вся интеллектуальная собственность переходит бренду, который берёт на себя все основные обязанности. А приглашенный дизайнер получает фиксированное вознаграждение либо роялти (процент от продаж).
Коллаборации с ретейлерами немного отличаются. Например, когда H&M делает коллекции с известными брендами, эти вещи можно купить только в магазинах H&M. Бренд получает широкую сеть для продаж, а ретейлер — возможность продавать эксклюзивный товар. В то же время, по соглашению между Nike и Stone Island, их коллаборация продавалась у каждого из них.
Как защитить свой бренд от подделок?
Лучший из вариантов — обратиться к специалисту, который подойдёт к этому комплексно. Получать патент на всю вещь или на уникальный элемент? Как защитить название бренда и его слоган? Нужно ли регистрировать права на упаковку либо получать охрану на фирменный стиль? На все эти вопросы ответит специалист по интеллектуальной собственности, который сэкономит время и деньги. Заботиться о защите интеллектуальной собственности никогда не рано.
Недавно был скандал с надписями украинского бренда Ksenia Schnaider, которые в итоге использовала Zara. Может ли бренд подать в суд на ретейлера за использование авторского права?
Скорее нет, чем да. Чтоб надпись (текст) получила охрану, нужно, чтобы она была оригинальной. Но бренды часто помещают надпись Sample not for sale на свои семплы, поэтому нарушения авторских прав тут нет. И хотя Ксения была одной из первых дизайнеров (если не первой), кто решил использовать эту фразу для коммерческой коллекции, быть первым недостаточно.
Еще один способ защиты — зарегистрировать фразу или слоган с помощью торговой марки, как Nike поступил со своим Just do it. Но и тут было бы не всё так просто. Если эта фраза будет трактоваться как "общеупотребимая", а средний потребитель не будет ассоциировать Sample not for sale с брендом Ksenia Schnaider, то в регистрации откажут.
На Западе все тщательно защищают свои права. Я знаю, что многие бренды даже регистрируют дизайн моделей и их использование на определенный срок. Происходит ли такое в Украине?
На Западе гораздо больше способов защитить свои права — это факт. Кроме трёх основ интеллектуальной собственности — авторские права, торговая марка, патент — в США есть способ защиты под названием trade dress. Это "платье" продукта, его упаковка, внешний вид, фирменный стиль. Итальянская сеть косметики KIKO с помощью авторских прав на дизайн витрины и внутреннее оформление успешно судилась с конкурентом. В Украине мировые бренды тоже подходят к защите с умом. Например, Chanel защищает внешний вид своих сумок с помощью торговых марок.
Украинские бренды делают это реже, ограничиваясь регистрацией своего названия. Некоторые не особо верят в то, что это работает и что это защитит от копирования, и зря.
Часто ли западные бренды подают в суд на украинские и наоборот?
Украинские бренды неоднократно заявляли, что их копируют западные бренды, особенно масс-маркет- и фаст-фэшн-компании. Но из-за отсутствия регистраций и невозможности доказать свои авторские права эти бренды ограничивались только заявлениями в СМИ. Поэтому мне неизвестно, чтоб эти обвинения дошли до суда.
Западные бренды борются в Украине с продавцами контрафакта, и довольно успешно. Продажа подделок грозит штрафом в 32 000 грн.
С какими случаями чаще всего приходится сталкиваться украинским производителям?
Если говорить о плагиате, то это копирование принтов со стороны небольших no-name-производителей, которые продают свои товары через Instagram. Если у бренда есть авторские права, я готовлю претензию и отправляю её на почту либо в direct аккаунту. Часто такой претензии хватает и аккаунт сам удаляет фото скопированных принтов. Если ответа нет — работаю со службой поддержки социальной сети, они довольно охотно блокируют контент или аккаунт, если есть нарушение торговой марки, авторских прав. Конечно же, если авторские права и права на марку оформлены должным образом.
Но чаще украинские производители сталкиваются с обычными для каждого бизнеса проблемами. Это и срыв сроков либо брак отшитых вещей со стороны подрядчика, просрочка оплаты со стороны ретейлера, конфликт с потребителями, проблемы с арендой помещения. В этих случаях помогает качественный и сильный договор, который нужно составить и подписать заранее. Поэтому всем рекомендую обращаться к юристу как можно раньше, а не когда возникнет проблема. Правильно налаженная работа сэкономит деньги и время.
Бывают редкие, но довольно ощутимые случаи. Однажды бренд заказал у фотографа съемку, заплатил за его услуги, но забыл получить авторские права. После того как эти фото висели по городу на билбордах и были на разворотах в прессе — фотограф решил, что ему могли бы заплатить и больше. Поэтому он обратился к бренду, что авторские права на фото он не передавал, поэтому либо бренд за отдельную плату покупает у него права, либо снимает всю рекламу и выплачивает ему штраф. Пришлось заплатить.
Какие самые воруемые марки в Украине?
Среди украинских сложно выделить какой-то топ. Если говорить вообще о контрафакте в Украине, то это, конечно же, классические бренды вроде Chanel и Adidas и новомодные вроде Philipp Plein, Balenciaga, Yeezy. Классические бренды успешно борются с контрафактом: юристы Chanel открывают в Украине уголовные дела против продавцов контрафактной парфюмерии, Adidas блокирует ввоз копий своей обуви на таможне. Новые бренды, видимо, еще не обзавелись уполномоченными представителями и юристами, но, уверен, всё это будет.
Часто ли компании нанимают юристов, чтобы правильно вести все дела и защищать свои права?
У компаний, которые относятся к своему делу как к бизнесу, обязательно есть юрист в штате либо их обслуживает адвокатская фирма. Мелкие бренды и стартапы часто экономят на юристах и бухгалтерах, думая, что смогут справиться со всем самостоятельно. Обычно там юрист, маркетолог и директор бренда в одном лице.
Такие компании задумываются о найме профессионалов, когда начинают расти и сталкиваются с крупными ретейлерами вроде ЦУМа. Либо когда обжигаются на проблеме, с пониманием, что с юридической консультацией этого можно было бы избежать.
Сколько бренд заработал, легче посчитать, чем сколько бренд сэкономил. Поэтому работа юриста часто остаётся не видна. Но хороший юрист защищает достижения владельца бренда, потраченное время и деньги.
Что нужно делать, если ты "вдохновился" чужой идеей и выдаешь ее за свою?
Посоветоваться с юристом. Он подскажет, когда будут нарушены права и как сделать всё легально. Например, если бренд хочет использовать картину для своего принта, юрист оценит, нужно ли получать авторские права на это. По стандарту авторские права охраняются на протяжении жизни автора и 70 лет после его смерти. После чего произведение становится "общественным достоянием" и его можно использовать. Но есть нюанс: когда картина находится во владении музея, для коммерческого использования нужно получать разрешение у такого музея.
Именно в таких ситуациях юрист укажет, что использовать незаконно. И предложит вариант, как сделать это правильным и чистым.
Три правила, которые бренд всегда должен соблюдать с юридической точки зрения?
Первое и самое главное — подписывайте договора. Не бойтесь выглядеть недоверчивым и не стесняйтесь письменного оформления вашего сотрудничества, даже когда оно основано на дружбе. Вы можете не так понять друг друга, не договориться, "что будет, если заказали один товар, а поставили другой", или банально не получить оплату. Поэтому хороший договор сэкономит вам время, деньги и дружбу.
Второе — защищайте свою интеллектуальную собственность, ведь это то, ради чего покупают вещи бренда. Торговая марка, в которую вложено много денег, принт, в который вложено много времени, патент, на изобретение которого потратили много сил. Всё это — ваши достижения, и не позволяйте другим зарабатывать на них.
Третье — работайте с профессионалами. Ведь всем легче работать с профессионалами. Качественный бухгалтер поможет разобраться с налогами — и к вам не придут с проверкой. Хороший маркетолог поймет, какая реклама может быть дискриминационной или оскорбительной. Профессиональный директор бренда позаботится о договоре с фотографом и моделями, чтобы потом избежать обвинений в нарушении прав.
Читайте также: Михаил Лабковский: Как быть счастливыми, когда все непонятно.