
Puma vs Adidas: 80 лет противостояния
Расследование Buro 24/7
В середине апреля немецкая компания adidas в который раз попробовала обвинить Puma в плагиате. Немецкий суд в заведении дела отказал, но мы снова вспомнили про холодную войну длиной почти в 80 лет. Почему компании до сих пор в ссоре и с чего все началось — в расследовании Buro 24/7.
Изначально Adidas и Puma были маленькой фирмой Gebrüder Dassler. У Адольфа и Рудольфа Дасслеров соперничество проявлялось еще с самого детства. Они обожали спорт, и в юности это было единственным способом воевать между собой. Фирма спортивной обуви в маленьком немецком городе открылась в 1924. Всегда делая ставку на спортсменов, братья стали подкупать их для того, чтобы те рекламировали их кроссовки. Так, первая слава пришла с победой бегуна Джесси Оуэнса на XI летних Олимпийских играх в Берлине — тогда Дасслеры прославились своей обувью на весь мир.
Все пошло не так во время Второй мировой войны. Существует много версий, почему братья поссорились, но главное — в 1948 году Дасслеры пошли разными путями. Старший, Руди, основал Puma, а вот Ади — Adidas (да, именно от Ади Дасслера). Приблизительно в это же время у последнего появились знаменитые три полоски.
С 50-х годов начала разгораться холодная война двух брендов. Братья ненавидели друг друга до смерти. Это привело к жесткой конкуренции на рынке спортивной обуви. Бренды вкладывали невероятное количество денег на создание рекламных кампаний за счет спортсменов.
В то время главной звездой футбола был Пеле. Он стоил настолько больших денег, что оба бренда бы разорились, поэтому братья составили "пакт Пеле" — договор не подкупать футболиста. Вскоре Puma нарушили договор и рискнули жизнью своей компании. Бренд заплатил Пеле 120 000 долларов за то, чтобы бразилец стал завязывать шнурки прямо в центральном круге перед началом матча. Этот случай рассорил братьев окончательно.
Первое подозрение в плагиате возникло в 1952 году, когда Puma заявили, что именно они придумали шипы для футбольных бутс. Но, "кто первый встал, того и тапки": Adidas первыми представили шипы на чемпионате мира по футболу. Дело в том, что такие бутсы приспосабливались к грунту и погодным условиям, что автоматически несло победу команды за собой. Самое интересное, что именно Ади еще со времен фирмы Gebrüder Dassler занимался дизайном обуви. А вот Руди был отличным маркетологом. Поэтому эксперты утверждают (а мы склонны им верить), что речи о плагиате на самом деле не шло.
Знаковым для компании Puma стал 1968 год. В этом году бренд подписывает контракт с успешным баскетболистом того времени Уолтером Фрейзером и патентует обувь на застежках-липучках. В это же время Ади придумывает использовать для рекламы стадионы и другие спортивные сооружения — постепенно конкурирующие братья сделали мир спортивной одежды таким, как он есть сегодня.
В 1972 Adidas смогли договориться с Брежневым и обеспечить спорттоварами советскую команду на Олимпийских играх. Тем самым расширив спрос на бренд по всему СССР. В этом же году появляется известный "Трилистник" — символ единения олимпийского духа на трех континентах. Компания смогла также удачно проникнуть в различные молодежные течения, расширив свою аудиторию — от спортсменов до музыкальной богемы.
Братья руководили компаниями до самой смерти, так никогда и не помирившись. Спустя много лет, в 2009 году, нынешние руководители компаний наконец пожали друг другу руки в рамках проекта Peace One Day. Но это не избавило компании от междоусобной конкуренции. Постоянные обвинения в плагиате, судебные иски, подкупы великих спортсменов — главные ассоциации с брендами, которые сделали моду на спортивную обувь.
В 2005 году Adidas выкупили Reebok, тем самым значительно усилив свои позиции на рынке. С 2007 года основным владельцем Puma является французский консорциум PPR. Gucci значится одним из активов компании.
Сегодня Adidas одевает "Баварию", мадридский "Реал", "Ливерпуль", "Челси", "Аякс". Таких звезд футбола, как Дэвид Бекхэм, Зинедин Зидан, Андрей Шевченко, Лионель Месси, и многих других. У Puma же "армия" будет поскромнее, например лучший бегун современности, ямайский спринтер Усэйн Болт. Пока что бренду сложно выдержать конкуренцию с Adidas и Nike.
Но есть другой вариант обогнать их: сейчас конкуренция перешла из мира спорта на звезд Голливуда. В 2013 году Канье Уэст подписал контракт с Adidas и стал дизайнером линейки Yeezy. Спустя год, в 2014-м, креативным директором Puma стала Рианна — уже в прошедшем январе певица выпустила свою первую фэшн-коллекцию Fenty.
Стремление победить у этих брендов не исчезнет никогда. Но, кто знает, хорошо это или плохо? Возможно, если бы два брата в маленьком немецком городе так и оставались жить мирно, мы никогда не увидели бы 50 оттенков "суперстаров" в исполнении Фаррелла или спортивные ботфорты в исполнении Рианны.
Смотрите также: 7 легендарных моделей обуви.