Что Ван Гог сделал для моды?
От "Едоков картофеля" до "Звездной ночи"
"Большинство тех, кто достаточно умен, чтобы понять и полюбить работы импрессионистов, слишком бедны, чтобы покупать их", — сказал когда-то Винсент Ван Гог, предугадав, таким образом, свою судьбу. Непризнанный, порицаемый за буйство характера и к концу жизни отвергнутый практически всеми, сегодня он один из самых знаменитых художников мира, чьи нервные и смелые мазки легко узнают даже те, кто к искусству имеет очень отдаленное отношение.
Начало его карьеры ознаменовано всепоглощающей любовью: к Богу, к людям, к природе. Винсент наделял душой каждую вещь, каждый предмет; для него пейзажи и натюрморты практически одно и то же, ведь каждый из написанных им в помещении подсолнухов в его сознании живой и особенный. "Я настолько чувствую эмоции, которые передает природа, что порой не могу выдержать этого и падаю в обморок", — поведал однажды художник.
Dolce & Gabbana
Rodarte
Исповедовавший в разные периоды своего творчества принципы реализма и импрессионизма, художник никогда не следовал их догмам слепо, а корректировал их основополагающие идеи в соответствии с собственным видением. Отличный пример — "Едоки картофеля": для написания картины Винсент, наступив на горло собственной любви к написанию картин на пленэре, сделал предварительные зарисовки дома крестьянской семьи, запечатлев голову каждого из едоков, детали мебели и столовой утвари. Завершена картина была в студии художника, и сам он позднее назвал ее ключевым полотном того, переходного, периода в своем творчестве.
Однако затем импрессионизм начинает поглощать молодого художника — это заметно и в серии с цветами, среди которых те самые подсолнухи, и в пейзажах, где Ван Гога все больше захватывает передача цвета. Во время работы над серией, посвященной мостам Аньера, Винсента буквально захлестывали чувства, эмоции и оттенки. "В Аньере я видел больше красок, чем когда-либо раньше", — признался он.
Ashish
Rodarte
В какой-то момент Винсента Ван Гога настигло помешательство. Художник ложится в лечебницу Святого Павла, где ему все же позволяют писать на пленэре. Объяснение этому разрешению дает сам Ван Гог: живопись — панацея от сумасшествия, которая, к сожалению, дает лишь временный эффект. "Раньше я в меньшей степени чувствовал себя художником, но теперь живопись становится для меня такой же отрадой, как охота на кроликов для одержимых, — они занимаются ею, чтобы отвлечься".
Именно тогда его нервное напряжение и связь с кистью становятся абсолютными: динамичные мазки, яростные пучки и зигзагообразные узоры обосновываются на его полотнах до конца жизни — как раз в этот период и была рождена, например, "Звездная ночь".
Глядя на такое богатейшее наследие, гадать, чем же Винсент Ван Гог так подкупил дизайнеров, не приходится. Кто-то, как Dolce & Gabbana, берет из его работ прямые цитаты, кто-то, как Dior, соглашается с художником в том, насколько тонки и прекрасны японские гравюры ("Нервы японца тоньше, а восприятие проще", — считал Ван Гог), а кто-то, как Yves Saint Laurent образца 60-х годов, создает собственные полотна на ткани.
Yves Saint Laurent
Dior
Dior
Carolina Herrera
Смотрите также: Взгляд изнутри: Копия комнаты Ван Гога.