
Биеннале моды в Арнеме
Возвышенный фетишизм

Судя по засилью дизайнерских ретроспектив в музеях, fashion все-таки есть art. Весомый довод в пользу этого утверждения - мероприятие под названием M°BA (Mode Biënnale Arnhem), которое проходит в голландском Арнеме до 21 июля. По форме это аналог Венецианской биеннале современного искусства, но только посвященный моде в самом возвышенно-интеллектуальном ее понимании. При этом, в отличие от съезда любителей совриска в Светлейшей, у fashion-биеннале нет ни конкурентов, ни даже аналогов - пока в масштабах мира это совершенно уникальное явление.
Платье "Зевс", Yiqing Yin, 2012
В этом году M°BA проводится в пятый раз, оставаясь камерным событием «для своих»: список аккредитованной прессы вмещается на страницу формата А4, и украинский Buro 24/7 оказался в нем одним из трех неголландских СМИ. По словам организаторов, главной целью биеннале было и остается поднятие креативного духа жителей Арнема, расширение и углубление их знаний о моде, а также воспитание эстетической толерантности. Вопрос о том, зачем такое углубленное эстетическое воспитание и без того чрезвычайно культурным 150 тысячам жителей города, который известен только тем, что Одри Хепберн училась в местной консерватории с 1939 по 1945 годы, остается открытым.
Корсет "Откровение", Tex Saverio, 2011
В этом году у Арнемской биеннале появился именитый куратор в лице гуру трендсерчинга Ли Эделькорт. Это имя, которое даже в Киеве способно собрать полсотни слушателей на платный семинар, миру моды почти незнакомо: женщина, чьи прогнозы, похожие на полотна Виллема де Кунинга, где каждый видит что-то свое, имеют статус самосбывающихся пророчеств, не фигурирует в фотоотчетах стритстайл-фотографов. Да и взгляд на моду у нее специфический - будто смотрит она с высоты птичьего полета. Но это именно тот ракурс, который нужен масштабному и неожиданно серьезному научно-исследовательскому проекту о несерьезном.
Viktor & Rolf, осень-зима 2012-13
Как и положено куратору, Ли Эделькорт задала тему биеннале - «Фетишизм в моде», взявшись отследить непростые отношения между человеком и вещами. С помощью одежды и аксессуаров мы сознательно и бессознательно сообщаем миру что-то о себе, демонстрируя приверженность определенным артикулам, стилям или цветам. «Я искала связи между тем, что люди носят на себе и в себе. Анализировала наше желание самовыразиться и познать других через одежду и аксессуары, экстремальные проявления человеческого стремления к красоте и одержимость, причиной которой может быть пара туфель или тактильные ощущения от фактуры материала», - поясняет Ли Эделькорт в своем кураторском слове.
Как и в Венеции, где в биеннальные месяцы contemporary art обнаруживается за каждым ренессансным углом, организаторы fashion-форума в Арнеме используют уйму локаций: тематические проекты приютили бутики, рестораны, галереи, музеи, церковь и даже зоопарк. По сути, на биеннале попадаешь прямо с поезда: в холле центрального вокзала стоят манекены в авангардных нарядах от студентов академии ArtEZ, одного из самых авторитетных арт-вузов Европы. Главный же проект MºBA разместили в новейшем культурном центре, и открывает его Mood Room - выставка-пролог, где представлены привычный для презентаций Ли Эделькорт мудборд в формате видеоколлажа и несколько арт-проектов, созданных специально для биеннале. В их числе и фотосет Рууд ван дер Пейла «Фетишистский алфавит», где детские мнемонические карточки для запоминания букв выполнены в китчевой эстетике глянцевой обложки.
Каждая часть основной экспозиции, едва уместившейся в тринадцати залах, иллюстрирует один из видов фетишизма, который Ли Эделькорт рассматривает с различных сторон (достаточно далеких от общепринятых сексуальных коннотаций). Среди прочего куратор выделила шаманизм, примитивизм, абсурдизм, патриотизм, инфантилизм, нудизм, номадизм, романтизм, регионализм и консьюмеризм, а также обратила внимание на одержимость дизайнеров культурой Японии и всевозрастающий интерес к рукотворным мифологемам (по этой статье, например, проходят фанаты «Игры престолов» и толкиенисты).
Помимо одежды, обуви и аксессуаров на выставке представлены фото- и видеоработы, инсталляции, живопись, графика, созданные на 3D-принтерах модели и даже ковры. Знакомых имен в списке участников немного, но все же среди феерических работ студентов и молодых дизайнеров, собранных, кажется, со всего мира, встречаются архивные и современные модели ряда коммерческих и нишевых брендов. Отдельно представлена лондонская SHOWstudio Ника Найта - серией видеоинсталляций, созданных женщинами о женщинах, которые одержимы какой-либо манией. Самая впечатляющая работа подборки - режиссерский дебют Дафны Гиннесс, в сине-зеленых тонах повествующий о помешательстве автора на контактных линзах.
Зрителю здесь важно перестать оценивать экспонаты по шкале "носибельности" и побороть желание их потрогать. Музейное Don't touch! здесь не просто подразумевается, а прописано на стенах крупным шрифтом. Этот запрет очень помогает тому, чтобы мысленно вырвать вещи со знакомыми лейблами из привычного потребительского контекста и поставить их в один ряд с «Джокондой»: в сознании смотрящего босоножки Prada должны покинуть бренный мир сезонных распродаж и приобрести черты непреходящей ценности. Если все получится, то с выставки посетитель уйдет ошарашенным и с пониманием того, что глобальный переворот в мире моды, о котором так много рассуждал в последние годы жизни Александр Маккуин, случится не в Париже или Лондоне, а в таком вот североевропейском Богом забытом месте, где умеют смотреть на вещи из последних коллекций под другим углом.
Кринолин и шляпа, Пэм Хогг
Мудборд куратора выставки Ли Эделькорт
Рууд ван дер Пейл "Фетишистский алфавит"
Экспонат выставки Fetishism in Fashion
Экспонаты проекта Elevation
Экспонат раздела "Романтизм"
Bea Szenfeld, 2009
Emilia Tikka, 2012
Jean Paul Gaultier, осень-зима 1980/81
Manish Arora, весна-лето 2009
Maryam Kordbacheh, 2011
Prada, весна-лето 2013 и Pleats, Pleats by Issey Miyake, 1997
Rick Owens, весна-лето 2012
Другие истории
Подборка Buro 24/7


Украинская дизайн-студия победила в международном конкурсе

Ася Мхитарян и Дима Евенко вошли в список самых влиятельных людей мира моды

Журналист прожил неделю как Гвинет Пэлтроу

Украинский стул попал в 10-ку лучших вещей парижской недели дизайна

Gucci сняли кампейн с жителями Рима
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7
Оставьте комментарий