
Кремень об итогах UFW
Казнить нельзя помиловать
Если подходить к определению "мода" как к понятию социально-культурному, то с украинской модой примерно как с украинской литературой — бессмысленно само словосочетание, нет никакой национальной моды в Украине. Есть мировая мода, живая и пульсирующая в огромном культурном пространстве, и есть дизайнеры различного происхождения, которые эту моду лепят и формируют. Те самые, кто, собственно, решают и определяют, будет ли носиться короткое и широкое, черное и белое или на плоском ходу. Определить степень мирового влияния дизайнера проще простого: если копии его вещей продаются в H&M или Zara, значит, действительно дизайнер мирового уровня. Вопрос в том, что в Великобритании или в Италии таких, влиятельных, больше десятка, а у нас, строго сказать, только Вита Кин, которая переодела весь модный бомонд в вышиванки, закрыв этот вопрос очень и очень надолго.
Если же рассматривать моду как бизнес, то тут, как ни странно, есть отрадные изменения к лучшему — крохотные, заметные тем, кто давно держит руку на пульсе, но вместе с тем, да, есть. Вырисовывается будущая структура будущего бизнеса, запускаются микроцехи по пошиву, имеются байеры, имеются магазины, появляются агенты, готовые бдительно лелеять, взращивать и унавоживать таланты, и из-за отдельных талантов случаются уже и конфликты интересов, интриги, скандалы, расследования. То есть все по-взрослому.
Возьмем те же площадки для демонстрации новых коллекций. Шаг за шагом, кусочек за кусочком, мучительно, с болью, украинская Неделя моды избавляется от первоначального своего значения — светского мероприятия. Да, отдельные конъюнктурщики продают билеты на свои шоу, да, в толпе хватает людей в мехах, но в целом и в общем — публика куда больше в теме. Впрочем, хороший тон требует от дизайнеров продемонстрировать некоторую независимость, альтернативный вкус, смелость мысли, полет фантазии, да и стесняются некоторые того, что показываются на UFW, а не NYFW, например — поэтому все чаще ищутся новые локации для представления общественности новых вещей. Это, в принципе, верно — формат подачи несет определенный посыл. И поэтому Артем Климчук свою эстетскую коллекцию, вдохновленную выгодной темой "небо-самолет-девушка", продемонстрировал на вертолетной площадке, а хулиган Саша Каневский поместил ушастых и кружевных моделей в холодные полузаброшенные коридоры второго этажа Мистецького арсенала. Юные и дерзкие Жан Грицфельдт и Иван Фролов подчеркнули театральность своих коллекций соответствующими локациями: нельзя не согласиться, что подмостки — самое лучшее обрамление для бархата, органзы и шелковых кружевных комбинаций. Ирина Каравай не изменила экотеме, проведя камерный показ элегантных вариаций на тему национального костюма в веганском кафе. Команда Лили Литковской выбрала для демонстрации новой коллекции универсальный магазин, ну а Светлана Бевза устроила целых два показа в помещении КАМА, подчеркнув деловой подход к творчеству, несмотря на общий минималистический романтизм показанных вещей.
Все хотят жить, работать и продаваться — коммерческий подход правит бал в поле украинской моды. В наше сложное время любая ошибка так же фатальна, как для сапера, а потому украинские дизайнеры, как правило, опасаются экспериментов, предпочитая проверенные приемы — свои и чужие. Скажем, безусловно сильная коллекция Лили Пустовит практически вся была построена на ключевых составляющих ее стиля, проверенных и любимых публикой.
Безусловно, украинские дизайнеры внимательно изучают мировые модные тенденции. Местами кто-то чересчур увлекается. Местами это просто вдохновение.
Одно дело, когда речь идет именно о следовании самым свежим трендам мировой моды — к примеру, LAKE показали дивную, исключительно продуманную коллекцию, построенную на чрезвычайно актуальной испанской теме, но при этом фирменный почерк угадывается в каждой детали, и вообще это одна из лучших коллекций бренда.
Совсем другое дело, когда имеет место быть откровенный плагиат, — не будем тыкать пальцем, но пусть замешанным станет немножко стыдно.
По понятным причинам всей этой истории немножко не хватало дерзости и правильного сумасшествия. За редким исключением: помянем здесь добрым словом инопланетных чебурашек Каневского и пайетки Литковской. Они хорошие.
Смотрите также: Специально для Buro 24/7 Саша Серафимович сфотографировала украинских дизайнеров до и после их показов в рамках UFW.