Поиск

Зоя Звиняцковская: "Рядом с хипстерами — леопардовые лосины"

Вспомнить все

Текст: Мария Миго


Фото: Фото — Константин Аврамец

В Украине открывается первая масштабная выставка о моде

15 июня в "Мыстецком Арсенале" откроется выставка "In Progress. Дресс-код Украины времен независимости", посвященная новейшей истории украинской моды, начиная с 1991 года и до наших дней.

Куратор проекта − историк моды Зоя Звиняцковская. Она собрала больше 200 моделей одежды от 40 украинских дизайнеров, арт-объекты авангардной моды, сценические наряды звезд украинской эстрады, модели с показов в Париже, Милане, Нью-Йорке, Флоренции и Далласе.

Фэшн-редактор Buro 24/7 Мария Миготина узнала у Зои Звиняцковской, чего Украина добилась в плане стиля и когда закончится "украинский гламур".

 

Как родилась идея создать такую выставку и по какому принципу вы собирали экспонаты?

Идея появилась лет 10 назад, когда я работала в журнале "TOP 10" редактором моды, а Алиса Ложкина – редактором культуры. Вместе с известным искусствоведом Александром Соловьевым тогда Алиса сделала серию публикаций под названием Point Zero. Это была первая попытка рассказать об истории украинского современного искусства: Новая волна, "Паркоммуна", вот это все, что сейчас стало ужасно модно.

Это было очень интересно, во всяком случае мне, и я подумала, что тоже такое могу, но только о моде. Главный редактор одобрил, и я сделала четыре больших тематических статьи с фотографиями. Иллюстрации было искать трудно, но я все же смогла их достать, и в тот момент считала, что эта серия материалов выльется в книгу.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Дизайн Виктории Красновой (2003)


Где вы нашли фотографии?

Некоторые фотографии сохранились у людей, которые их делали, на самых разных носителях. Сами дизайнеры очень небрежно относятся к своему наследию, у них практически ничего нет. А потом наступает интересный момент – часть дизайнеров благодарна, что ты поднимаешь их прошлое, находишь его, а часть дизайнеров говорят: "А где вы это взяли? Это мое! Вы не имеете права! Дайте мне! Это же очень ценное!".

В пресс-релизе говорится, что выставка будет поделена на три раздела.

Я разделила украинскую моду новейшего времени на три периода. Это лично мое разделение. Всего будет 8 залов.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Слева направо: модели Владимира Уманенко из коллекции "Этнохаус" (1986-98); платье "Кавычка" из коллекции Ирины Дратвы "Конец цитаты" (1995)

Давайте поговорим подробнее о каждом из них. Первый период – начало девяностых, 1991-1997 годы.

В ста процентах случаев, когда люди начинают говорить со мной о 1990-х, они обсуждают не украинскую дизайнерскую моду. Они обсуждают то, как одевались люди, которые жили в Украине, но это не имеет никакого отношения к украинской моде, эту одежда не производили украинские дизайнеры. Поэтому для меня это каждый раз очень болезненно. Не потому, что я лоббирую украинских дизайнеров, но потому, что я мечтаю о выставке настоящей украинской моды, как я называю ее – "низовой моды". О том, что происходило в реальности в 90-е. Но я не представляю, кто дал бы мне денег на эту выставку – говорю абсолютно откровенно. Особенно если я скажу инвестору, что буду выставлять синие резиновые тапки, спортивные штаны, платья с базара "Троещина", белые шляпы невест и т. д.

Получается, на выставке будет условно показана вся история Ukrainian Fashion Week?

Когда-то мне казалось, что "Сезоны моды" (я знаю, что это уже неправильное название, но пусть меня Ирина Данилевская простит) и есть вся модная жизнь, и за ее границами ничего нет. Фактически в какой-то момент так и было. На выставке не будут представлены недели моды как таковые, но тем не менее свою периодизацию я, конечно, строю по ним – это главные вехи в истории украинской моды.
Первый период я условно определяю с независимости – с 1991 года до 1997-го, когда "Сезоны" стартовали.

А что было вот эти шесть лет до "Сезонов"? Частные дома моды, ателье?

Было два типа дизайнеров. Первые – условно авангардные. Это очень широкий и очень размытый термин. Это дизайнеры, которые создавали коллекции для шоу. Они не думали о носибельности, их это вообще не интересовало.

Мы сейчас говорим о сценических шоу?

Мы говорим о модных шоу. Дело в том, что в то время показ мод представлял собой срежиссированную постановку с хореографией и был полноправным элементом, к примеру, программ ночных клубов. Если речь шла о фестивале моды – то он состоял из феерии таких скетчей. Это были 20-30 театрализованных сценок, проходящих, к примеру, в Оперном театре. Мода, прежде всего, была зрелищем. Люди не думали, каким образом носить эту одежду, люди просто ходили на нее посмотреть. Это и была авангардная мода, которой будет посвящен отдельный зал на выставке.

Вторая категория – дизайнеры, которые делали первые, но очень смелые и выразительные попытки создать свои дома моды, как в Европе.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Коллекция Виктория Гресь "Бархатная революция" (2004)

То есть ателье по пошиву на заказ?

Я очень осторожно это говорю, потому что мы понимаем: haute couture 1950-х во Франции и то, что происходило в Украине – не совсем одно и то же. Но принципы, по которым эти ателье строились, были схожи: закрытые показы несезонных имиджевых коллекций для узкого круга клиентов, прекрасные ткани, исключительное качество, высокие цены и т. д.

Какие дизайнеры работали по такому принципу?

На выставке будут представлены два дизайнерских дома того периода – Сергея Бызова и Ольги Симоновой (также известной многим по своей девичьей фамилии Тюфякова). Когда я сейчас пересматриваю видео с их показов, я каждый раз поражаюсь, насколько они шикарно смотрятся, насколько это было хорошо сделано, мощно, современно, элегантно. Тогда казалось, что это начало длинного пути, и мы должны были бы праздновать сейчас 20-й юбилей этих брендов.

Почему же они закрылись?

Я точно не знаю, но, судя по той информации, что до меня дошла, с ними произошли типичные для 1990-х истории. По слухам, в одном случае имел место рейдерский захват, в другом – инвестор, который давал деньги, просто в какой-то момент потерял интерес к этому проекту, и все. Но, повторюсь, это непроверенная информация.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Алексей Залевский, коллекция "Страсти по бутылке" (1994)

Второй этап в вашем разделении – с 1997-го по 2010 годы. В этот период появился стиль "украинский гламур", который до сих пор пользуется популярностью. Искореним ли он вообще?

А зачем его искоренять? Я разделила свою экспозицию на этапы и условно отмаркировала их по времени. Но это совершенно не значит, что по окончанию условного этапа некий стиль и правда закончился. Вовсе нет. Речь идет о том, что в то время гламур был титульным стилем.
Как и все страны, Украина представляет собой мозаику из разновременных социальных групп. Некоторые по-прежнему живут сегодня в 1990-х: ментально, эстетически, этически, психологически. Другие – в "сытых нулевых". И только опережающая группа живет в современности. Вот и получается, что рядом с хипстерами – люди в леопардовых лосинах. При этом физически мы все на одной линии, мы встречаемся на одних и тех же улицах, но хронологически – мы живем в разные времена.

Тогда перейдем к следующему этапу – современная мода, наши дни. Появилось много молодых дизайнеров, которые готовы одевать своих сверстников.

Молодые дизайнеры готовы одеть своих сверстников из Франции, в основном. Те, которым удалось пробиться, в первую очередь едут на маркет в Париж или Нью-Йорк, чтобы получить байерские заказы. Это вполне естественно, потому что здесь ты шьешь сравнительно недорого, а там продаешь за совсем другие деньги, таким образом дизайнеры решают вопрос с ценообразованием. А в Украине их цены отпугивают.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Владимир Уманенко и его работы

Получается, что украинские дизайнеры рассчитывают на очень узкий круг покупателей в Украине? А как же массовость, продажи, развитие экономики родной страны?

Наши дизайнеры принадлежат ко второму этапу развития украинской моды, который я условно называю "корпоративным". Они уже сформировались как дизайнеры, делают интересные вещи, но это никак не касается массовых продаж. Они к этому даже не стремятся, я не вижу, чтобы украинские дизайнеры ломились в супермаркеты, а их оттуда выгоняли.

Когда молодые украинские бренды начали напрямую конкурировать, с представителями мировой fast fashion (я имею в виду – висеть рядом с ним в магазинах), то стало понятно, что они уступают в качестве. А для того, чтобы повысить качество, нужно закупить профессиональное оборудование, заказывать ткани в объеме и т. д. Все это длинные инвестиции, а денег нет – замкнутый круг.

Вот мы и подошли к заключительному залу. Вы сказали, что он будет посвящен вашему прогнозу на будущее. Так в чем же будущее модной индустрии в Украине?

У каждого зала есть название. К примеру, "Новые свободы" или "Новые представления об успехе". Меня волнуют ментальные представления людей, которые проявляются с помощью одежды. И в этом смысле мой прогноз - он очевиден. И это даже не прогноз, я просто пытаюсь нащупать новые идеи, которые могут заинтересовать молодежь в ближайшем будущем.

Мы не говорим о людях, которые уже нашли себе занятие 10-20 лет назад и продолжают развиваться в этом направлении, мы говорим о новой генерации. Следующий глобальный тренд для них – осознанное потребление, экомода и ресайклинг.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Сюртук — Виктория Краснова (2003); вязаный кардиган — Виктория Гресь, коллекция "Бархатная революция" (2003)

На ум приходит только Ксения Шнайдер, которая работает по такому принципу в Украине.

Есть еще люди, которые работают по принципу "эко-френдли". Кто-то – осознанно, кто-то – нет, но по факту это происходит. Единственное, что я хочу сказать – у идеологии экотренда есть и плюсы, и минусы.

С одной стороны – мы все ответственны перед природой, планетой и должны вместе собраться, чтобы ей помочь. Но в отличие, скажем, от коммунизма, который тоже ставил такие глобальные задачи, но предлагал их решать какими-то чудовищно масштабными способами типа мировой революции, эко-идеология предлагает стать адептом церкви малых дел, начать с себя. Кулечки собрал? Мусор посортировал? Вот ты уже молодец.

С другой стороны – как и любая левацкая идеология, экомода не учитывает такие человеческие качества, как жадность, леность, желание выделиться из толпы, то есть не учитывает "темную сторону" человеческой натуры. Потому что в реальности все хотят сортировать мусор в дизайнерские урны. А самые что ни на есть эко-вещи прежде всего должны быть красивыми и сексуальными.

За границей это очень глобальная тенденция, сейчас все просто помешались на экомоде.

Да, это фишка. Пройдет 10 лет – и все закончится. Это реакция на гламур, кроме того, ведущей проблемой первого мира, "золотого миллиарда", сейчас стало сверхпотребление, и с этим тоже нужно что-то делать, это вышло из-под контроля.

Осознанное потребление, кроме всего, связано с контролем, то есть ты покупаешь меньше, ты думаешь, прежде чем купить. В нашей стране тоже уже есть социальные страты, которые живут по такому принципу. Но есть также и люди которые буквально "хлебом не наедаются". Вряд ли экотренд у них приживется.

Есть ли среди экспонатов выставки любимые?

Я обожаю зал с авангардной модой – вещами, которые не были предназначены для носки, хотя многие из них я носила (среди экспонатов будут и мои личные вещи). Они из самых странных, неподходящих материалов. В те времена они казались очень странными, а теперь выглядят невероятно круто.

Значительную часть экспозиции составляют арт-объекты, которые не могут быть предметом гардероба в принципе. К сожалению, никто не собирает украинскую моду. Надеюсь, что после моей выставки - начнут.

zoya-zvinyatckovskayin-progress

Зоя Звиняцковская с работой Ирины Дратвы

Будут ли какие-то интерактивные дополнения к экспонатам?

Да. Я буду проводить авторские экскурсии. В залах будут представлены архивные видео, подписи и небольшие абзацы текста, чтобы понимать, о чем идет речь. Но тексты хороши для книги, а на выставке люди хотят в первую очередь смотреть, а не читать о тонкостях хитросплетений.

В Украине в XXI веке еще нет постоянного места, музея, куда может пойти мама с дочкой и просто посмотреть на красивые платья. Поэтому мне кажется, что даже те люди, которым что-то на выставке будет непонятно, смогут просто посмотреть интересную дизайнерскую одежду – эффектную и потрясающую, и я буду счастлива всех видеть.

Смотрите также: Что будет модно в будущем? Знает Герт ван де Кеукен.