Поиск

\"Пора переходить от слов к делу\": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде

Эксклюзивное интервью BURO. с Вероникой Правато

Текст: Buro 24/7


Подробно о том, почему индустрия должна меняться

Менеджер по устойчивому развитию одного из самых знаменитых экологичных фэшн-брендов Nanushka Вероника Правато живет в провинции Брешия, всего в часе езды от центра мировой моды Милана и в двух часах на поезде от Венеции, откуда она родом. Это один из регионов, максимально пострадавших от коронавируса весной 2020 года. До пандемии она часто ездила в главный офис Nanushka в Будапеште из своего нового итальянского дома. Но COVID-19 изменил все, включая способы ведения бизнеса.

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде (фото 1)

Вероника вернулась домой в Италию всего за несколько месяцев до начала пандемии. А до этого провела 7 лет за границей: изучала моду в Лондоне и Гонконге, прошла стажировку в Acne Studios в Стокгольме и получила свою первую серьезную работу начальника отдела устойчивого развития и циркулярной экономики в компании-зачинателе экологичности в моде Stella McCartney.

Правато получила высшее образование в области стратегического управления модными брендами в Лондонском колледже моды, но решила не становиться дизайнером, когда увидела, как много отходов генерирует производство одежды. Вместо этого она начала обучать модные бренды экологичности и способам ее достижения. 17 сентября она выступит с докладом об устойчивом развитии на онлайн-конференции Fashion Business Education, в которой примут участие бизнес-представители модной индустрии со всей Европы.

Эксклюзивно для BURO. соучредитель Fashion Business Education Арнольдас Ремейка поговорил с Вероникой о кардинальных сдвигах в индустрии моды из-за пандемии, а также о ее пути к устойчивому развитию.

Пандемия коронавирусной инфекции привела к глобальным изменениям во всех сферах жизни, и мода не исключение. Как вы думаете, эти изменения должны были произойти раньше или сейчас самое подходящее время для перезагрузки?

Глобальная пандемия заставила нас обратить внимание на вещи, которые происходили изо дня в день, но из-за спешки оставались незамеченными; на сбои, которые дали разные системы, а  также на их элементы, которые давно требуют замены. Сейчас, когда все приостановилось, у нас есть время подумать о старых способах работы и о том, к чему они привели. Это прекрасная возможность пересмотреть ценности и, возможно, начать все с нуля, заложить основы для лучшего будущего, в котором мы будем брать только то, что нам действительно необходимо.

Как вы думаете, последние события как-то изменят фэшн-индустрию?

Думаю, фэшн-индустрия уже давно доказала, что готова меняться, и здесь, полагаю, ключевую роль сыграет медленная мода. Имеется в виду не замедленная реакция, а те темпы, которые научат нас ценить чувства и предметы на более глубоком уровне, понимать значение "лучше меньше, да лучше" и помнить о связях между разными элементами.

Показательным в этом плане стало открытое письмо Джорджио Армани, адресованное WWD, в котором дизайнер подробно рассказал о нездоровом и бессмысленном темпе работы своего модного дома до пандемии и о смелом решении замедлиться: уменьшить количество коллекций в год, поставлять одежду в магазины в соответствующий сезон (не продавать пальто летом, а льняные изделия зимой) и убрать из линеек все лишнее, оставив только те вещи, которые не устареют через несколько недель и будут служить долгие годы. Надеюсь, большинство дизайнеров последуют его примеру.


До сегодняшнего дня индустрия моды была расточительной, в ней ценились новизна и изобретательность. Я же убеждена, что будущее моды — за циркулярным подходом.


Будут расти спрос и предложение на перепродажу, аренду, восстановление и переработку одежды. Все эти концепции ставят под сомнение прежние способы ведения бизнеса, поэтому брендам придется адаптироваться и проявить находчивость.

Активно начало развиваться локальное производство. Глобализация, конечно же, имеет свои преимущества и предлагает много возможностей, но пандемия продемонстрировала ее ограничения, как и то, что мы стали от нее слишком зависеть. Я считаю, что тенденция на выбор местных товаров и поставщиков затронет все отрасли. Потребители во всем мире начнут интересоваться происхождением продуктов питания, одежды и в целом цепочкой поставок, поэтому компаниям придется задуматься о решоринге, стать более прозрачными и искать этичные источники сырья. Пора переходить от слов об экологичности к действиям.

В последнее время мода активно использует технологии и инновации. Как они, на ваш взгляд, будут развиваться в ближайшем будущем?

Да, сейчас и правда время технологий и инноваций. Многие бренды сталкиваются с проблемой большого количества запасов, которые нужно каким-то образом реализовать или использовать. Будет интересно посмотреть, что поможет им справиться с этой задачей.

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде (фото 2)

В последние несколько лет технологии и инновации, особенно в отношении материалов и производственных процессов, позволили компаниям применять более экологически и социально безопасные методы работы, появилось множество стартапов, которые делают великие дела и действительно способны революционизировать способ производства и потребления моды.

Интересно также, как удастся решить проблему текстильных отходов, ведь нынешняя инфраструктура по их сбору и технологии в области переработки не могут справиться со всеми типами одежды. Главным ограничением является то, что изделия производятся из слишком большого количества смешанных волокон, поэтому их очень трудно переработать для повторного использования. В ближайшие несколько лет, несомненно, произойдет больший прогресс в этой области, но это потребует от нас перехода к другому способу ведения бизнеса. Большое значение будет иметь внедрение ориентированного на циркулярную экономику дизайн-мышления и технологий в области распространения материалов и конечной продукции.

Это, в частности, цифровая идентификация, благодаря которой в обиход войдут свидетельства о происхождении, содержащие подробную информацию о товаре и позволяющие провести надлежащую аутентификацию на разных этапах его жизненного цикла. Это позволит, например, получить данные о составе и торговом наименовании продукта на перерабатывающем заводе или у ресейлера, что в настоящий момент невозможно гарантировать, поскольку они зачастую содержатся на ярлыке, который может быть обрезан или испортиться со временем. Этот этап необходим для более быстрого перехода к экономике замкнутого цикла, он обеспечит прозрачность и позволит всем заинтересованным сторонам отслеживать все процессы.

Когда, на ваш взгляд, система моды дала сбой и начала негативно влиять на окружающую среду: во время расцвета быстрой моды в 1990-х или, может быть, раньше?

Развитие фаст-фэшн, безусловно, способствовало усилению негативного воздействия моды на окружающую среду и общество, но я думаю, что это не единственная причина. Скорее, дело в сочетании факторов.


Чтобы угнаться за быстрой модой, рынок люксовой одежды стал производить больше новинок для модников, а также увеличивать количество базовых изделий по более низким ценам, чтобы стать доступным для большего количества людей.


Вездесущая реклама и развитие соцсетей стимулируют желание постоянно покупать. Мы начали отдавать предпочтение не собственному стилю, а тенденциям, в результате чего выражаем не себя, а скорее принадлежность к определенной группе. Культуры и субкультуры, а также потребность людей быть причастными к какому-то сообществу всегда играли важную роль, но непрерывная стимуляция покупок и огромное предложение часто похожих вещей сбивают с толку, мешают формировать собственную идентичность, изучать, кто мы есть на самом деле, и свободно выражать себя.

Капитализм и потребительство, быстрая мода, социальные сети, глобализация, стремительный темп жизни и другие факторы привели к утрате связи с Землей.

Что конкретно вы имеете в виду под утратой связи с Землей?

Жадность и стремление к новизне ослепили нас, мы больше не замечаем, как наши действия влияют на наш общий дом — Землю. Мы перестали думать об экосистемах, перестали их оберегать. Вся наша деятельность направлена против них, ради удовлетворения наших желаний. Мы поступаем беспечно, что свидетельствует о фундаментальном разрыве между человечеством и планетой. Мы слепы и не видим, что благополучие нашей планеты напрямую зависит от нашего духовного благополучия любви, чувства единения и связи с природой. А моральные проблемы этому препятствуют. И их не решить с помощью науки и технологий. Наши действия приводят к экологической катастрофе, утрате биоразнообразия, способствуют загрязнению и исчерпанию ресурсов на Земле. Поскольку мы не думаем о последствиях и не спешим менять свое поведение, природа в том виде, в котором мы ее знаем, постепенно умирает.

Но планета сможет постоять за себя: повышение уровня моря, изменение температуры, опустынивание, катастрофические погодные явления все это ее способы защититься. Это послание Земли о том, что в опасности находится не она, а мы. Но мы делаем вид, что это послание не слышим, потому что нам легче продолжать вести себя так, как мы привыкли, вместо того чтобы поменять методы работы на более бережные к природе. Как сказал Ллевеллин Воан-Ли в книге "Духовная экология": "Забота о Земле наша самая древняя, самая достойная и, в конце концов, самая приятная обязанность. Наша единственная надежда беречь то, что от нее осталось, и способствовать ее обновлению".

За что индустрии и правда должно было быть стыдно в последние годы, так это за фаст-фэшн с его колоссальным размахом, влиянием на планету и непрерывным стимулированием потребления. Как вы думаете, придет ли на смену быстрой моде медленная и станет ли популярным сознательное мышление?

Я считаю, что медленная мода и сознательное мышление единственный выход из сложившейся ситуации. Полагаю, пандемия ускорит переход к слоу-фэшн и к созданию действительно экологичных и социально ответственных товаров. Хотя с большой вероятностью люди и начнут сметать все с полок магазинов после продолжительного карантина, как это случилось в Китае, я думаю, такое поведение будет краткосрочным.


Мы не вернемся к тому уровню потребления, который считался нормальным до пандемии. Мы движемся к совершенно иному будущему, в котором люди будут более осознаны и гораздо чаще задаваться вопросами, что они покупают и зачем.


Медленная мода это долгосрочный подход, и на то, чтобы прийти к нему, может потребоваться время, но я убеждена, что она войдет в мейнстрим, и все больше брендов будут двигаться в этом направлении. Кроме того, слоу-фэшн поможет компаниям оставаться актуальными в будущем, когда вопросы изменения климата и экологические проблемы станут еще более актуальными.

Сейчас устойчивая мода переживает настоящий расцвет. Как вы думаете, что придет ей на смену?

Я думаю, что устойчивое развитие не уйдет с повестки дня. Это только начало. Экологичная мода еще не полностью раскрыла свой потенциал. Надеюсь, еще больше брендов начнут разрабатывать экологически и социально ответственные стратегии, так что устойчивая мода станет доступнее, произойдет ее демократизация и нормализация.

В последнее время нас как потребителей знакомят с понятием "устойчивое развитие", хотя на практике не всегда понятно, что оно означает. Как вы определяете "устойчивость"? Каким минимальным критериям должен соответствовать бренд, чтобы считаться устойчивым?

Многие из нас знакомы с термином "устойчивость" и понимают, что он означает, но его значение, как по мне, несколько размыто, отсюда возможны разночтения.


Я думаю, что устойчивость — это скорее эмоция, которую каждый способен пережить, но на своем личном уровне, то есть ее понимание зависит от мировоззрения, ценностей и жизненного опыта каждого отдельно взятого человека.


Как по мне, наиболее актуальным в настоящее время является определение, данное в докладе "Наше общее будущее" 1987 года, так называемом Докладе Брундтланда. Согласно этому документу, "устойчивое развитие это развитие, которое отвечает потребностям настоящего без подрыва способности будущих поколений удовлетворять свои потребности". Следовательно, устойчивость означает социальную справедливость.

Под устойчивой модой подразумевается целостный подход, включающий все процессы и предусматривающий принятие во внимание экологических и социальных последствий, к которым может привести создание товаров и/или услуг с тем, чтобы можно было принимать обоснованные решения. Это означает, что в процессе поиска поставщиков необходимо учитывать экологическое и социальное воздействие каждого используемого материала, начиная от его изготовления и по всей цепочке поставок, то есть от фермера, выращивающего хлопок, до производителя готового предмета одежды. Устойчивое развитие включает все действия, которые компания предпринимает для снижения негативного влияния на окружающую среду, и предполагает ответственность за любые последствия. Устойчивое развитие означает прозрачность и честность. То есть компания не обязательно должна быть лидером в этой области, но она должна четко демонстрировать свое намерение совершенствоваться и принимать необходимые меры.

Поскольку все бренды индивидуальны, каждый из них будет адаптировать стратегию и методы устойчивого развития к своим потребностям и ресурсам. Но я считаю, что самое главное это искреннее желание сделать индустрию лучше. Только изучив цепочки поставок и операции, станет понятно, что можно улучшить с экологической и социальной точки зрения, а что нужно изменить.

Осведомленность в этом плане является ключевым фактором, поскольку, если мы не знаем, на каком этапе мы находимся сейчас, мы не сможем поменять свое поведение на такое, которое будет способствовать устойчивому развитию. Часто сложно понять, что необходимо проанализировать и изменить в первую очередь. Но в вопросах устойчивости, как и в любых других, надо начинать с небольших шагов, которые в совокупности дадут необходимый результат.

Вы работали в Stella McCartney, одном из самых известных брендов устойчивой моды, где отвечали за внедрение решений циркулярной экономики в операционные процессы. Расскажите подробнее, как это происходило.

Вскоре после окончания Лондонского колледжа моды я присоединилась к команде по устойчивому развитию в Stella McCartney и специализировалась на экономике замкнутого цикла. Это переход от бизнес-модели "взять — произвести — утилизировать" к модели, основанной на трех фундаментальных принципах: предотвращение отходов и загрязнения окружающей среды, повторное использование материалов и продуктов и регенерация экосистем. Как руководитель отдела циркулярной экономики, я отвечала за работу над проектами, которые способствовали замкнутому циклу в Stella McCartney: изучала, какие отходы компания производит, и придумывала, как можно их переработать в нечто более ценное. Например, как повторно использовать или превратить в текстиль остатки материалов.

Вы менеджер по устойчивому развитию Nanushka, модного бренда, который славится не только дизайном одежды, но и своими экологичными инициативами, мотивирующими других игроков индустрии на важные изменения. Расскажите, как удалось этого добиться и каких решений в области устойчивости ждать от Nanushka в будущем?


Основательница Nanushka Сандра Сэндор всегда чувствовала сильную связь с природой, и для нее всегда было важно вести бизнес так, чтобы не навредить планете. Когда я начала работать менеджером по устойчивому развитию бренда, мы начали выстраивать определенную стратегию в области устойчивого развития и внедрять ее во все сферы работы. Нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы стать по-настоящему устойчивым брендом, но мы решаем проблемы шаг за шагом и ежедневно совершенствуемся.

Устойчивое развитие Nanushka основано на трех ценностях: мастерство, экспериментирование и прогрессивность. Нам нравится экспериментировать с ремеслами и техниками, которые повышают ценность одежды и делают ее уникальной, и нам нравится применять инновационные подходы ко всему, что мы делаем. Сейчас мы работаем над множеством интересных проектов, в том числе связанных с материалами, способами производства и продвижения нашей продукции, но наша главная цель создавать экологически чистую одежду и способствовать устойчивому развитию индустрии, положительно влиять на жизнь людей и планету. Я пока не могу раскрыть все карты, но скоро расскажем о наших новых инициативах. Конечно, вы вправе обвинить меня в предвзятости, но я считаю, Nanushka является законодателем устойчивой моды. Заботясь об окружающей среде и людях, бренд вдохновляет на положительные изменения других игроков индустрии.

Вероника, расскажите чуть больше о себе. Вы учились в Лондонском колледже моды, но, кажется, увлеклись устойчивым развитием гораздо позже?

Я всегда восхищалась тем, как люди выражают себя через одежду, поэтому и захотела стать частью этой индустрии. В то же время я всегда чувствовала связь с природой и испытывала трепет перед ее красотой и совершенством. Изначально я просто хотела создавать одежду и не подозревала, что буду работать в сфере устойчивого развития. Но во время учебы и стажировки в разных модных компаниях я начала испытывать дискомфорт, видя, насколько много образуется отходов из-за небрежного отношения к производственным процессам. У меня это просто не укладывалось в голове. Я задавалась вопросом, почему не использовать все эти красивые (и дорогие) новинки? Именно тогда у меня появился интерес к теме устойчивости, и я решила помогать компаниям переходить на экологичный путь развития.


Нужно осуществить переход от бизнес-модели "взять — произвести — утилизировать" к модели, основанной на трех принципах: предотвращение отходов и загрязнения окружающей среды, повторное использование материалов и регенерация экосистем.


В моей семье было принято покупать экологичные вещи, и мне объясняли, зачем это нужно. Правда, у меня был период в подростковом возрасте, когда хотелось покупать много новой одежды и я не сильно задумывалась о последствиях своих действий. Во многом на мое потребительское мышление и поведение повлияло восхождение на гору Килиманджаро в Танзании. Во время пятидневного похода на пик у меня при себе не было ничего лишнего. Я взяла только походное снаряжение, сменную одежду, толстый пуховик, варежки, фотоаппарат и дневник. Полностью отсутствовала телефонная связь, а поскольку я веган, я питалась в основном бананами.

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде (фото 3)

Несмотря на усталость, отсутствие душа, голод, головокружение и головные боли из-за большой высоты, я чувствовала себя самым счастливым и удовлетворенным жизнью человеком. Если раньше я подозревала, что для счастья нам не нужно много, то после этого похода я свято в это поверила. Моя жизнь стала более сбалансированной, я стала понимать, в чем разница между нуждами и желаниями. Я начала вести образ жизни, который полностью соответствует моему стремлению сохранить природу и помочь ей восстановиться.

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде (фото 4)

Сейчас я не покупаю много одежды. Я нашла свой стиль и не ведусь на тенденции, приобретаю только то, что знаю, как буду использовать, и то, что прослужит мне долгое время. Мой гардероб состоит только из комфортных вещей, которые мне нравятся и с которыми связаны дорогие мне воспоминания.

"Пора переходить от слов к делу": Специалист по устойчивому развитию Nanushka об экологичной моде (фото 5)

Еще мне очень нравится делиться своими знаниями, просвещать других по вопросам устойчивого развития и читать лекции. Я открыта всему новому, и мне безумно интересно, как будут развиваться мои карьера и жизнь в будущем. Очень надеюсь, что смогу изменить ситуацию в индустрии к лучшему и оказать на нее положительное влияние.

Выступление Вероники Правато можно услышать 17 сентября на конференции Fashion Business Education, посвященной созданию, развитию и финансированию устойчивого бренда в мире моды.

Читайте также: "Многие захотят 3D-версии себя": Интервью с создателем 1-й цифровой модели Шуду.

Оставьте комментарий

Больше