Поиск

Школа должна быть модной: Колонка Наташи Исуповой

Школа должна быть модной: Колонка Наташи Исуповой

О насущном

Текст: Buro 24/7

Как делать так, чтобы все были счастливы?

Наташа Исупова, мать четверых детей и учитель английского языка в экспериментальной школе "Афины", рассказывает, как меняется украинская система образования и как это повлияет на наших детей.

Признайтесь, ведь вы тоже до сих пор вспоминаете день недели по школьному расписанию в дневнике? Школа проросла в нас всерьез и надолго. Уже совсем скоро 1 сентября, чувствуете что-то?

Школа или система образования всегда привлекала к себе внимание, но сейчас особенно, потому что она меняется. Не так быстро, как мода, маркетинговые стратегии мобильных операторов или электронные гаджеты, но перемены неизбежны. Мир вокруг развивается, и, чтобы не превратиться в красивую, но трухлявую мебель, на которую уже не сядешь, но и выбросить жалко, школе придется быть модной.

Не потому, что молодые украинские дизайнеры устраивают показы в любимой школе или Доме учителя, играя на теме подростковой чувственности (Иван Фролов), или мастерски обыгрывают тему униформы в своих коллекциях (Саша Каневский, Яся Хоменко и другие). Хотя и это все можно назвать модным реформаторством системы образования. Школа растворяется, становится невидимой и одновременно вездесущей.

Модная школа — это та, в которую хочется ходить каждый день. В ней "учиться" значит "узнавать". Она постоянно поддерживает в ребенке его естественное любопытство и развивает интерес к жизни. Цель такого учебного заведения — не убить желание узнавать и после его окончания. Такая школа становится всеобъемлющей и "растворимой". Об этом написал Салман Кхан в книге "Весь мир — школа". 

Меняется все, и родители в том числе. Раньше многие отправляли детей в школу поближе к дому, потому что не видели особой разницы, главное — чтобы туда удобно было добираться. Теперь все больше родителей осознанно мониторят рынок среднего образования. А сам рынок образовательного продукта растет как на дрожжах.

Революция достоинства и Майдан дали многим понять один важный принцип: если хочешь сделать хорошо — сделай сам. Потому недовольные традиционным образованием родители открывают частные учебные заведения для своих детей и для детей своих друзей. Благодаря этому на рынке появился большой выбор. Некоторые из этих школ настойчиво продолжают заполнять детей знаниями, другие просто красиво выглядят, третьи напичканы сверхсовременным оборудованием, четвертые новаторски либеральны, а некоторые – попросту неэффективны. В одних школах ребенка только хвалят, а в других — ругают. Идеальной школы не существует, но всегда есть возможность выбрать то, что ближе вашим детям. Мы понемногу привыкаем к мысли, что все дети разные, что существует 7 типов интеллекта, что нельзя "всех под одну гребенку".

Родителям и школе теперь отводится роль садовников, а не дрессировщиков: надо знать ребенка, предлагать ему выбор, наблюдать за его реакцией и успехами и создавать условия для роста и развития.

Да, школа меняется, но делает это туго. Легкий тремор и ломки наблюдаются по всей системе: новое борется со старым, старое отстаивает проверенные временем традиции и опыты. Изменения происходят не только в Украине, во всем мире старая школа уже "не работает" и старается найти актуальные подходы к образованию. У некоторых это весьма успешно получается – например, в Финляндии. Подробнее об этом написано в книге "Умники. Как воспитать успешную личность" Аманды Рипли.  

Школа перестает быть священной коровой по выдаче информации. Порой ученики знают больше, чем педагоги, отчего растет недоверие и неуважение к учителю. Детская психика некоторых не выдерживает информационного давления, из-за чего возникают проблемы с концентрацией внимания, сосредоточенностью, появляются гиперактивность и агрессия. Каждый случай индивидуален, но уже сегодня очевидно: те, кто раньше всех стал на путь гуманизма, детоцентризма и либерализации школы, накопил больше собственного опыта и теперь может гарантировать результат нового качественного образования.

А показатель эффективности — не количество успешно сданных ЗНО, а количество счастливых детей. Тех детей, которые нашли себя, свое дело и уверены в своем будущем.

 

Читайте также: 5 дитячих книг, які мають прочитати дорослі.