
Женщина отреставрировала скульптуру XV века, накрасив губы Деве Марии
Очередной факап
Испанские реставраторы уже не раз становились героями новостей, меняя до неузнаваемости давние евангельские объекты. История катастрофических реставраций началась с 2012 года.
Тогда 81-летняя прихожанка храма Милосердия в городе Борха в Испании отреставрировала фреску Ecce Homo ("Се человек") художника Элиаса Гарсиа Мартинеса так, что ее стали называть Ecce Mono — "Се обезьянка". Реставрационные работы велись год, а в результате евангельское изображение Сына Божьего превратилось в "Пушистого Иисуса". Тогда городской советник Хуан Мария де Охеда выступил в защиту женщины и заявил, что ее намерения были благими.
Спустя несколько лет очередное святотатство настигло скульптуру XVI века с изображением Святого Георгия. После восстановления она почему-то стала больше напоминать канадского актера Майкла Сера ("Джуно") в костюме рыцаря, чем Святого Георгия.
Но и это не все. Теперь от рук реставраторов "пострадала" скульптура XV века, изображающая Марию, Святую Анну и младенца Иисуса, а также статуи Святого Петра и еще одной Девы Марии. Мария Луиза Менендес, владелица табачной фабрики в северо-западной части Астурии, решила преобразить деревянные скульптуры и добавить в них больше ярких красок.
Результат получился кричаще неоновым. При реставрации Менендес не удержалась и сделала статуям макияж: нанесла губную помаду и подводку для глаз. Как сообщают местные СМИ, разрешение на реставрацию она получила у духовенства.
"Я не профессиональная художница, но мне всегда нравилось рисовать, и статуи действительно нуждались в покраске, — рассказала Мария Луиза в интервью изданию El Comercio. — Я разрисовала их как можно лучше, используя те цвета, которые, как по мне, подходят. Соседям понравилось. Можете сами у них спросить".
Хотя некоторым жителям деревни, где отреставрировали скульптуру, она и правда понравилась, региональный министр культуры и образования Астурии Генрарио Алонсо придерживается другого мнения. В интервью газете La Voz de Asturias он назвал результат любительской реставрации "местью".
15 лет назад скульптуру уже реставрировал Луис Суарес Саро. По его словам, скульптура всегда была деревянной и ее никогда не закрашивали. Увидев результат недавней реставрации, он был в ужасе от того, что фигуры покрыли обычной эмалевой краской, да еще и таких "ярких абсурдных цветов". "Это просто ошеломляет. Ты не знаешь, смеяться или плакать", — комментирует Саро.
Читайте также: От Лувра до Пинакотеки: Названы лучшие в мире музеи 2018 года.