
Художница Янина Педан создала сет-дизайн для Simone Rocha. Мы с ней поговорили
Интервью BURO
Художница и сет-дизайнер с украинскими корнями Янина Педан сотрудничает с Simone Rocha, Vogue China, AnOther Magazine и Dazed. Девушка работает "за кулисами" модной индустрии — в прямом и в переносном смыслах. Она создает декорации для модных показов, инсталляции и сет-дизайн для съемок.
Янина родилась в Украине, выросла в Швеции и работает в Англии. Ее отец — Миша Педан, художник, относящийся к Харьковской школе фотографии, работавший с Борисом Михайловым, Женей Павловым и Олегом Малеваным, "отцами" альтернативной фотографии еще советской Украины.
"Думаю, профессия моего отца передала мне идею, что быть художницей — это достойное уважения занятие в жизни. Может, для кого-то это очевидно, но мне кажется, во многих аспектах мы все еще относимся к искусству и поэзии как к роскоши, а не как к неотъемлемой части жизни", — говорит девушка.




Янина с детства увлекалась искусством. "Можно было дать мне ручку и бумагу — и я бы рисовала целыми часами. Я была из тех детей, которым всегда нравился креатив, и мне повезло, что окружающие меня люди это только поощряли". Янина не планировала быть сет-дизайнером, но, кажется, с ее интересом к искусству и ремеслам это было неизбежно.
Девушка изучала искусство в лондонском университете Goldsmiths, а потом получила грант от шведского Совета искусства. Ее карьера как сет-дизайнера началась с того, что ее друг и фотограф Бен Томс (автор обложек Vogue China, AnOther, Dazed и кампаний Versus Versace) предложил вместе поработать над съемкой. С тех пор они начали сотрудничать, и спустя время Янина уже создавала декорации для обложки AnOther с Леа Сейду, а в ее портфолио появилось одно из главных имен британской моды — Simone Rocha.
"С Симон меня познакомили Бен и Робби Спенсер, который стилизует все ее показы, — рассказала Янина. — Мы отлично поладили — отчасти из-за общего увлечения работой с различными материалами и ремеслами. Я восхищаюсь тем, как Симон вплетает свои культурные корни в полноценные коллекции. Ее одежда всегда невероятно красива и сделана на века".
В платье Simone Rocha Янина даже вышла замуж. "Во всех ее творениях есть что-то деликатное и неподвластное времени. Оно заставляет вас хранить одежду как своеобразную реликвию, вроде свадебного платья. Только носить его хочется намного чаще", — признается художница.
Последняя работа Янины для Simone Rocha — инсталляция Wren Boys в лондонском Dover Street Market для коллекции весна/лето — 2020. Домики из сена вдохновлены ирландским народным обычаем. Кельтская зимняя традиция напоминает украинскую Маланку: мужчины одеваются в костюмы из сена и ходят в них по улице.
"Самое смешное, что все видят в этой инсталляции отсылки к своей собственной культуре. Притом что это люди из самых разных уголков мира", — смеется Янина. — Дело в том, что сено было доступно в большом количестве на самых разных континентах, поэтому не странно, что люди использовали его для создания жилищ и повседневных объектов". Украина не исключение: стога сена, традиции Маланки и сельское хозяйство неизбежно пересекаются с культурами других стран.
И хотя в инсталляции Wren Boys нет отсылок к Маланке или украинским "жнивам", родная для Янины культура во многом определяет ее творчество. "Думаю, украинская культура определенно усилила мой интерес к ремеслам. Мне нравится изучать декоративные импульсы в повседневной жизни людей. Есть что-то особенное в "сыром" творчестве и радости от работы с материалами, от обмена этими знаниями с другими людьми. Это создает особую связь, формирует сообщество. Для нас как для людей это очень важно, но мы от этого почти что отказались". Сообщество — важная тема в творчестве и работе Янины. В эпоху коллабораций это кажется простой истиной, которую многие молодые художники игнорируют.
Сотрудничество с известными брендами вроде Simone Rocha и Richard Malone — хороший поворот для девушки, которая начинала свою карьеру с YouTube. "На самом деле моя карьера началась благодаря людям, которые меня поддерживали. Но туториалы на ютубе помогли мне научиться чему-то новому".
Социальные сети — важный, но не главный инструмент для молодых художников. Он помогает познакомиться с новыми людьми, формировать то самое сообщество, в котором можно делиться знаниями и сотрудничать. "Инстаграм связал меня с людьми, с которыми я вряд ли познакомилась бы в реальной жизни. А еще это хорошая площадка для того, чтобы рассказать о своем творчестве".
Что Янина советует молодым художникам, которые хотят стать сет-дизайнерами? "Ищите людей, которые разделяют ваши ценности и интересы. Помогайте друг другу. Делитесь студиями, материалами, знаниями".





Самое важное в ее работе — навыки и знания о том, как делать самые разнообразные вещи. Но главный секрет успеха — любовь к тому, что вы делаете: "Ваша увлеченность тем, чем вы занимаетесь, рано или поздно привлечет нужных людей. И это даст вам гораздо больше, чем "сеть" контактов". Кажется, эта истина работает для всех без исключения профессий.
Янина только что закончила работу с парфюмерным брендом, и в ожидании нового проекта занимается собственными. "Я создаю мебель и разные вещи, чтобы сделать жизнь веселее. Сейчас, например, я работаю над дружбой людей и жаб на моем заднем дворе — я создаю для них красивый керамический фонтан. Надеюсь, этот "рай для лягушек" увидит свет на каком-нибудь весеннем празднике с моими друзьями", — шутит Янина.

Уверены, в ближайшее время ее портфолио пополнится не только бассейном для лягушек, но и брендами, определяющими развитие британской (и не только) моды.
Смотрите также: Художник Арсен Савадов: "Я оскорбляю профессионально".