Поиск

На стыке миров: Ксения Чилингарова о том, что показали на Арт-Базеле в Гонконге

На стыке миров: Ксения Чилингарова о том, что показали на Арт-Базеле в Гонконге

Другое измерение

Текст: Buro 24/7

Фото: Courtesy of Art Basel

Самые яркие впечатления от арт-ярмарки

 

 

 

В следующем году Арт-Базелю исполнится 50 лет. Это, пожалуй, самая знаменитая и масштабная ярмарка в мире искусства на сегодняшний день. Галереи, желающие принять в ней участие, проходят строгий отбор и стараются выставить все самое лучшее, что у них есть. Здесь можно поторговаться за Пикассо или купить работы еще молодых, не очень известных художников. Галереи приглашают своих друзей, главных коллекционеров и арт-дилеров. Первые дни работы ярмарки всегда только для них. Для публики двери открываются спустя два дня. 

Арт-Базель охватывает три континента. Все началось в городе Базель в Швейцарии, позже ярмарка открылась в Майами, и наконец, 7 лет назад она добралась до Азии. Динамичный и космополитичный Гонконг был выбран неслучайно, это место пересечения культур Востока и Запада. Город из фильмов про будущее – из “Бегущего по лезвию” или “Рыцаря в неоновых доспехах”. Здесь можно найти филиалы самых крупных галерей мира. Большинство из них расположились на разных уровнях и этажах небоскреба H Queens – в своего рода торговом центре искусства. (Гонконг знаменит торговыми центрами-небоскребами, за место в которых борются лучшие люксовые бренды мира, и лично я во время поездки несколько раз видела очереди длиною в улицу в бутики Hermès и Gucci). 

Хотя ярмарка в Гонконге – самая молодая из трех Арт-Базелей, это все равно крупнейший форум современного искусства в регионе. Лучшие галереи со всех континентов представляют здесь как произведения мэтров, так и молодых звезд. Среди участников ярмарки — галереи Gagosian, David Zwirner, Hauser & Wirth, Perrotin и Gladstone. Мне было интересно попасть именно сюда, потому что здесь ценителю искусства открывается совершенно иной мир искусства, без привычных нам архетипов, без античной и христианской базы, на которых выросло все европейское искусство. Я хотела почувствовать эту вибрацию нового для меня места. Нового во всех смыслах. Я никогда не была в Гонконге, и, когда мне представилась возможность совершить это путешествие вместе с центром современного искусства “Гараж”, я быстро упаковала чемоданы, захватив все платья, которые соответствовали в моей голове понятию “арт” (Simone Rocha, Calvin Klein, Jil Sander), купила билет и полетела. 

Первое, что я увидела в Гонконге, – колоссальная скульптура отдыхающего, плавающая в водах бухты Виктория. Работа Holiday, как ее назвал художник из Бруклина, известный под именем Kaws, – это огромный серый человек, лежащий в позе морской звезды на воде и как бы наслаждающийся проплывающими над ним облаками. Фигура была специально создана автором для этой ярмарки и по количеству упоминаний в соцсетях, пожалуй, уже обогнала все остальные достопримечательности города. 

Арт-Базель проходит в 5-этажном Convention and Exhibition Centre – главном выставочном пространстве Гонконга. Первые два этажа заполнили 242 международные галереи из 35 стран, следующие два были отданы под лаунджи главных спонсоров события (исторически это BMW и банк UBS), а на 5-м этаже расположился аукционный дом Sotheby’s сразу с несколькими предаукционными выставками. Мне удалось полюбоваться на невероятного размера бриллиант в 88,22 карата и шедевры от Шагала, Дюфи, Кондо, Рихтера и Ротко. Многие из них были взяты из частных коллекций и предлагались к моментальной покупке, если, конечно, у вас есть пара-тройка свободных миллионов. 

Арт-Базель в Гонконге – коммерчески очень успешный проект. Тут продается все. Как пошутил мой приятель, если ты хороший арт-дилер, то продашь здесь даже свою мать под видом предмета искусства. Конечно же, мне захотелось представить себя серьезным коллекционером и сыграть в игру “хочу, не хочу”. Вот что мне запомнилось из показанных работ.

Сразу несколько галерей представили произведения китайского фотожурналиста Лю Хунь Шиня (Liu Heung Shing). Лауреат Пулитцеровской премии, он очень интересуется историей распада Советского Союза и создает красочные фотографии нашей общей истории. 

На стыке миров: Ксения Чилингарова о том, что показали на Арт-Базеле в Гонконге (фото 1)

Монохромные масляные картины эксцентричной японской художницы Яеи Кусамы затягивали меня внутрь своего лабиринта, в котором можно обнаружить 200 оттенков одного цвета. К слову, эхом крепнущего феминизма стало то, что в Гонконге было огромное количество работ именно художниц. Мне запомнилась инсталляция из алюминиевых пластин, выполненная молодой художницей из Южной Кореи Джинни Сео (Jinnie Seo) для галереи Baton. Ее семья занималась тканями, и в детстве Джинни позволяли играть с разноцветными лоскутками. Именно они вдохновили ее на эту удивительно тонкую работу.

Недавно я прочитала, что Луизе Буржуа было невероятно сложно состояться и получить признание из-за гендерного неравенства, царившего в искусстве XX века. Сегодня ее пугающе тонкие паутины, одна из которых была представлена на ярмарке галерей Karsten Greve, стоят миллионы. 

На стыке миров: Ксения Чилингарова о том, что показали на Арт-Базеле в Гонконге (фото 2)

В этой цепочке женщин-гениев у меня есть свой любимчик. Когда-то давно на закрытом ужине в Базеле я познакомилась с художницей, мы разговорились и договорились дружить. Этой художницей оказалась Трейси Эмин (Tracey Emin), которая уже была хорошо известна публике благодаря своим душераздирающим неоновым надписям. С тех пор я внимательно слежу за ее творчеством. В этот раз меня впечатлила ее работа I Took You Home, представленная галереей White Cube.

Двух дней мне оказалось мало, чтобы посмотреть всю ярмарку от начала и до конца, да это и невозможно. Арт-Базель Гонконг давно уже вышел за рамки одного пространства. Обязательным к посещению был закрытый лаундж банка UBS, где выставляли работы замечательного американского художника Эда Руши (Ed Ruscha) из частной коллекции банка. Уникальные вещи, которые нигде нельзя посмотреть.

В огромном шатре параллельно с основной программой проходила ярмарка Art Central. Здесь были представлены более молодые галереи вроде ArtTwin, выставившей работы фотографа Тима Парщикова (Tim Parchikov). 

На 17-м этаже главного арт-небоскреба Гонконга расположилась галерея Perrotin, которая в рамках Арт-Базеля представила работы сразу двух художников. Картины китайского концептуалиста Сюй Чженя (Xu Zhen) выполнены маслом в необычной технике. Для работы он использует кулинарный конверт и как бы выдавливает краску на холст, создавая неповторимые, “аппетитные” формы. На каждую картину художник тратит больше года, поэтому выставки у него случаются нечасто. В Perrotin компанию ему составил аргентинец Хулио Ле Парк (Julio Le Parc), известный своими инсталляциями и переосмыслением света, формы и пространства. Я немного заблудилась в его полосатом лабиринте, оказавшись в королевстве кривых зеркал. 

Арт-Базель начинается утром и продолжается до ночи на частных вечеринках именитых галерей. Лично мне больше всего запомнился прием в честь открытия ярмарки, устроенный знаменитым гонконгским отелем Peninsula. На один вечер несколько холлов и само здание гостиницы превратились в арт-объекты. Шампанское лилось рекой, а танцы были до утра. 

Пока я писала свой сумбурный обзор, мне пришла в голову мысль, что Арт-Базель – это по сути арт-путешествие, приключение, на которое ты соглашаешься добровольно. Ты отдаешься возможности узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми, получить новые знания, стать, в конце концов, коллекционером. Это прекрасный трамплин в удивительный мир зависимости от искусства. 

 

Читайте также: 5 трендов коллекционного дизайна: Что показали на выставке Collectible в Брюсселе.