Поиск

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку \"Точка. Линия. Возможности\"

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности"

Открылась в PinchukArtCentre

Текст: Настя Степула


Современное искусство в мире инклюзии по-украински

В PinchukArtCentre до 3 января 2021 идет выставка "Точка. Линия. Возможности". Это итог работы "Мастерской возможностей": с 2016 года PinchukArtCentre приглашает художников с особенностями развития (аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость) принять в ней участие. Курируют проект художница Катя Бучацкая и руководительница образовательного департамента центра Оля Шишлова. Организаторы посвящают выставку "историям людей, которые научились самовыражению через искусство". О том, как эти истории воспринимает украинское общество, рассуждает Настя Степула, основательница организации "Happy Today  просветительские проекты об аутизме".

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 1)

Георгий Алавердов. Мой компас, 2019

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 2)

Елизавета Букина. Птица, 2020

Выставочный сезон времен постлокдауна в PinchukArtCentre начался с инклюзивного проекта "Точка. Линия. Возможности". Кураторы с задачей сделать проект инклюзивным, как мне кажется, справились, но в публичном обсуждении проект скатился в инклюзию по-украински.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 3)

Алексей Овдиенко. Прошло несколько дней, 2020

"Точка. Линия. Возможности"  итоговая выставка работ участников "Мастерской возможностей", где аматоры работали под супервизией художников более 3-х лет. Мастерская никогда не была центром арт-терапии, а позиционировалась как творческий кластер. Особенность мастерской заключается в том, что там могут заниматься все люди. Люди с диагнозами и без. Но в медиа, комментариях фейсбука, за ужином в гостях гости обсуждали не художественную ценность работ, не методы и концепции, даже не эмоциональное и частное в жанре "нравится — не нравится, я бы и сам такое накалякал". Напротив. Они были всецело сосредоточены на диагнозах художников. Одни пишут и говорят о возможностях, которых лишены люди с нетипичным развитием, а также добродетели организаторов. Другие — о том, что проект  это благотворительность из жалости, нечего тут даже обсуждать в плане искусства (так в основном говорят люди, не видевшие экспозицию). Третьи настроены называть гениальным абсолютно всё, что создано людьми с отличием восприятия. Четвертые  из тех, кто в "теме",  занимаются трактовкой, исходя из медицинских данных.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 4)

Дарина Малюк. Даринины животные, 2020

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 5)

Алексей Овдиенко. Пейзаж, 2019

Все эти дискуссии о презумпции потребности в снисхождении и презумпции талантливости людей вне придуманной кем-то "нормы"  все это ярко выраженные проявления нетолерантности. Так случилось, что в Украине в этом вопросе доминирует отношение "совка", где, как известно, не было не только секса, но и людей с инвалидностью. Игнорирование людей с наличием того или иного диагноза сегодня у многих трансформировалось в нарочитое сочувствие. Это иная сторона одной и той же медали, медали неинклюзивного мировосприятия.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 6)

Назар Йоненко. Слева: Факты ICTV, 2020. Справа: Улица Братиславская, 2020

Можно было бы обвинить организаторов и кураторов в том, что они сами спровоцировали эту парадигму обсуждения. Но не выйдет: в официальной информации о художниках нет ни слова о диагнозах. Все описания и презентации PinchukArtCentre сосредоточены на методах работы авторов и их концепциях. Что, безусловно, является признаком толерантного отношения. Нет такого диагноза, который был бы важнее личности.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 7)

Павел Хоменко. Оружие из мультфильма Миядзаки "Принцесса Мононоке", 2020 

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 8)

Варвара Шишлова. Глаза животных: глаз тукана, глаз крокодила, глаз кошки, глаз хамелеона, глаз улитки, глаз ящерицы, 2020

"Талант  явление, не связанное с умственным развитием,  по моей просьбе комментирует выставку культуролог и арт-критик Константин Дорошенко.  Интеллектуальный, широко образованный человек может не быть талантливым. Иногда художник не может сам сформулировать, что хотел передать в работе, но она захватывает, завораживает зрителя, заставляет его размышлять. Современное искусство не дает нам ответов. Оно задает вопросы. Учитывая все это, та или иная особенность или диагноз не являются препятствием для таланта. С начала ХХ века возникает интерес деятелей искусства к творчеству людей с инвалидностью, с ментальными особенностями, поскольку это искусство выше культурных стереотипов, традиций, цивилизационных барьеров. Приемами, увиденными в работах таких художников, пользовались Пикассо, Баския и другие художники-звезды. Существуют не только выставки, но и галереи, музеи такого искусства. То, что мы видим на выставке в PinchukArtCentre, работает именно как искусство, заставляя нас размышлять, ощущать, видеть мир под иным углом зрения. Мы сталкиваемся с интересными художественными практиками. Важно, что это не арт-терапия. Целью взаимодействия профессиональных художников с коллегами с инвалидностью было создание художественного высказывания, а не улучшение психологического состояния".

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 9)

Марк Волков. Без названия, 2020

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 10)

Работы Кирилла Смереки (Спасательный буксир, Судно катамаран Хаджибей, Судно контейнеровоз МЧС), 2020

Выставка показала одну очевидную вещь: очень важно людям нейротипичным  тем, кто считается нормальным,  понять, что любое нейроотличие  абсолютно естественное и "нормальное" состояние, как и нейротипичность. Это не капиталистическая ересь, а новая норма. Есть люди разные, и некоторые сильно разные, не существует неполучившихся людей, которых надо исправлять. Понимание и принятие нейроразнообразия поможет украинцам стать по-настоящему инклюзивными.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 11)

Ольга Жолобецкая. Серия "Ева сабака Ева ката", 2019

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 12)

Слева: Варвара Шишлова. На море, 2020. Слева: Справа: Георгий Алавердов. На черном море, рисунок одного кадра из видео "На море", 2020

Поэтому я считаю, что выставка "Точка. Линия. Возможности"  проект социокультурный. Его социальная функция отнюдь не ограничивается предоставлением художникам мастерской. Это скорее предоставление украинцам — зрителям и тем, кто считает себя "нормальным", — возможности практиковать равнодушие. Здесь обязателен непрошеный совет от меня: будьте равнодушными к диагнозам, не обращайте на них внимания, заметьте искусство.

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 13)

ID (Фрагмент коллективной работы с рисунком Дарины Малюк)

Будьте равнодушными к диагнозам, заметьте искусство: Как смотреть на выставку "Точка. Линия. Возможности" (фото 14)

Фото экспозиции 

Читайте также:

Дэмиен Херст поддержал детей из неблагополучных семей. A его  Fondazione Prada.

Пушистая Мона Лиза, мохнатый Мунк: Смотрите, как художник переосмыслил шедевры искусства.

 

Оставьте комментарий

Больше