Поиск

Новое имя: Неистовая художница Алина Клейтман

Новое имя: Неистовая художница Алина Клейтман

Шальная императрица

Текст: Buro 24/7

Фото: Фото и видео — Андрей Бойко

Восходящие звезды в постоянной рубрике Buro 24/7

Мы ловили загадочную художницу Алину Клейтман полтора года, с тех пор как она получила Специальную премию PinchukArtCentre. Уже во время церемонии вручения стало известно – Алина Клейтман исчезла с радаров. Редакция Buro 24/7 плакала, страдала, наняла лучших детективов, но все без толку. И вот недавно, теплым весенним утром, Алина сама подсела за столик нашего бывшего редактора культуры, которая, внезапно ощутив нечеловеческие силы, обеими руками схватила современную художницу и поволокла за собой делать интервью.

В свои 25 лет Алина Клейтман успела многое: в родном Харькове взяла первое место в конкурсе инноваций в скульптуре от Союза художников, получила в Москве диплом престижной Школы Родченко и дважды номинировалась на премию PinchukArtCentre в Киеве. В июне в Школе фотографии Виктора Марущенко она проведет курс “Создание видео / Создание чуда”.

 

Что говорят другие:

Никита Кадан, художник: "То, что Алина делает – очень целостно, внятно и последовательно. Сразу ясно о чем история, хотя она внутренне очень сложна. Здесь тот особенный тип практики, когда автор не может позволить себе усталость, не может спрятаться за выученный прием, за некий разумно рассчитанный ход - Алина ведь все время показывает себя, "берет харизмой".

Еще в ее работах есть очень точный феминистский удар по стереотипам, живущим в зрителе (чаще мужчине-зрителе), разоблачение его "потребительской оптики".  

У Алины хороший опыт разных типов художественной жизни: и самоорганизация в Харькове 2000х, и московская среда вокруг Школы Родченко в 2010х - в этой связи мне странно, что вы художницу называете "новым именем", она в современном искусстве ужа давно. Сейчас она начинает преподавать. Среди учеников вряд ли окажусь, но мне кажется это может быть очень интересно и стать большим шансом для начинающих что-то делать в искусстве людей.

Сергей Братков, художник: Многое об Алине можно сказать кадром из ее собственного фильма: подгулявший на ночной дискотеке Дон Жуан Киев стучит в дверь Алининой спальни. "Алиночка, открывай, это я, мать городов русских, принесла тебе кофе". Просьба повторяется несколько раз. Наконец, Алина отвечает: "Коньяк, сливки? Оставь их под дверью!".

Янина Пруденко, основатель Открытого архива украинского медиа-арта: "Алина Клейтман – самобытный феномен молодого современного искусства. Я сознательно не употребляю словосочетание "украинского искусства", поскольку, несмотря на большое количество вербализации в её видео, оно, как мне кажется, довольно универсально. Работы Алины – хороший пример глокального: довольно четко маркируемые по стилю как "харьковская школа", они универсальны как художественное высказывание".

Виктор Марущенко, основатель Школы фотографии: "Мне нравятся работы Алины Клейтман. Она предложила крутую методическую программу для нашей школы, и мы очень рады, что теперь у продвинутых молодых людей есть возможность перенять ее опыт".

new-name-alina-kleytman

Что говорит Алина:

Кто такая Алина Клейтман в мире искусства? Шальная императрица, например.

Я поняла, что я художник, раньше, чем начала запоминать, что со мной происходит. Никогда не было сомнений на этот счет. Хоть сейчас они и появились, я знаю, что восстану, как птица феникс, более мудрой, полной сил и вдохновения.

Моя цель, мечта и миссия — создать работу, которая будет полностью такой, какой я ее задумала. Другой человек сможет наконец увидеть то, что я представила в своей голове. Когда я говорю об этом, по моему телу бегут мурашки. Этот момент я представляла с самого детства: как я смотрю на свою работу, и она такая, как я хочу. Невероятные ощущения.

Я всегда герой своих видео. Я знаю, что никто не сможет донести мою мысль, то, что я хочу сказать. Потому я делаю это сама. Мои героини рождаются, когда я впитываю в себя "облака социальных ожиданий" и оправдываю их. Проживая эти ожидания в самой полной мере, я их перерастаю и отхожу на критическую дистанцию, отстраненно рассматриваю и превращаю в искусство. Затем я вселяюсь в следующее ожидание.  

"Супер Алина" воплощает в себе сет ожиданий от женщины. Я говорю о женщине сексуальной, о женщине как представительском аксессуаре мужчины, о женщине-домохозяйке, женщине-недоступной-капризной-стерве, женщине-герое, которая и в избу горящую войдет и баксы через таможню в трусах провезет.

Женщина с огромным языком во рту — еще один мой персонаж. Язык у нее такой по разным причинам — ты вот представь такой язык у себя во рту. Он очень объемный, ты не можешь говорить, он заполняет весь рот. Таким языком можно вылизать всю квартиру...

new-name-alina-kleytman

"Она на коленях преданно смотрит на своего мужчину, маня большим ласковым языком"

Мне хочется, чтобы от моих работ у людей менялись ощущения в теле.

Видео "Чудо Попа" из серии "Супер Алина" [за которую Алина Клейтман получила Специальную премию PinchukArtPrize. — Buro 24/7] рассказывает историю девочки, которая от удара током получила дар исцеления. Она дарит исцеление простым людям — им просто нужно приложить больное место к ее попе. Так бабушка лечится от пародонтоза, головной боли, целлюлита и варикозного расширения вен. В этой работе действительно сыграла моя бабушка Надя из Москвы. Она всегда мне очень помогала. Я ей позвонила и сказала, что мне это нужно. Вообще ничего не объясняла. За все съемки у бабушки возник только один вопрос: "Какое мне лицо делать?". А мы ей: "Серьезное". Всё.

На съемках видео "Захват" было большое количество алкоголя, музыки и безудержного веселья. Как художник я создала атмосферу. Спровоцировала, направила. В моей жизни реально была ситуация, которая показана в "Захвате". Одна девушка напилась, а другая марала ее беззащитное тело написанными помадой грязными фразами . Я повторила это, чтобы зафиксировать. Моя любимая надпись — "Е...и сюда".

Я прожила много образов. Последний любимый — white trash. Колготки в сетку, леопардовые велосипедки (я в них ходила везде) и розовая футболка с принтом пони. Я выбирала все самое жуткое, отвратительное и, истончаясь в этом, находила эстетику. Я запечатлела этот образ в видео "Граница".

Фактор того, нравится это мужчинам или нет, меня не интересовал. Я понимала, что это не нравится никому. Я не могла остановиться. Это была чудовищная пошлятина… Но в этом стиле нет запрещенных приемов.

Очень часто я разочаровываюсь в современном искусстве, когда думаю о его социальной роли. Но видя работы моих любимых художников, я чувствую радость, гордость, вдохновение и понимаю, что искусство — самое прекрасное и лучшее дело. Что оно, подобно природе, рождает новые смыслы и формы.

Среди украинских художников, у Браткова из старого мне нравится серия "Детки". А из нового — сделанные неоном надписи. "Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо" — это суперработа, я ее обожаю. "Уехать забыть" — тоже классная.

new-name-alina-kleytman

В Школе Родченко на курсе видеоарта у художника Кирилла Преображенского я осознала важность формы, в которой выражена идея. Раньше я действовала интуитивно, баланс между формой и содержанием часто перекашивался в сторону последнего. Он научил меня качественно воплощать возникающие образы, создавать от начала и до конца большую, многокомпонентную работу и задействовать в ней профессионалов из других сфер.

Моей дипломной работой на факультете видеоарта в Школе Родченко стала скульптура шишки. Это первая работа из серии "Черная, очень черная и очень-очень черная магия", в которой я говорю о магии женщин. В скульптуре воплощены физические метаморфозы, которые с собой проделывают женщины. Она состоит из наращенных ногтей, перекачанных губ и лижущего языка. Меня вдохновила скульптура шишки, которая стоит в центре Ватикана возле Собора Святого Петра. Она еще закрытая, структурированная и геометрически верная. Бывает, принесешь домой такую красивую новую шишку, забудешь ее где-то, а когда находишь — она уже раскрытая, страшная такая. Моя скульптура — это представление о том, во что превращается женщина. Черная магия — это любые приёмы, которыми ты пытаешься обмануть реальность.

new-name-alina-kleytman

Если у меня спросить, что у меня есть, то я отвечу — мое творчество. Все остальное в жизни не может быть моим.

Я буду вести курс видеоарта в школе Виктора Марущенко. Мне интересно открывать возможности видео для творческого самовыражения. Видео — такое же медиа, как и живопись, скульптура и прочие. Для меня его прелесть состоит в возможности наиболее полно выразить свою эстетику.

Я хочу, чтобы видеоарт в Украине развивался. Уже есть какие-то люди, которые интересуются этим направлением, и мы можем собраться вместе, чтобы дать этому толчок. Я очень вдохновлена идеей коллектива, в котором будут рождаться новые идеи и создаваться новый контент.  

Сейчас мне интересно попробовать быть не рок-звездой. Я даже джинсы купила. Никогда их не носила раньше. Джинсы — для людей.

 

Материал подготовила Мария Глазунова.

 

Смотрите также: Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции.