Поиск

Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции

Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции

На вернисаже как-то раз

Текст: Buro 24/7


До 26 ноября город захвачен художниками

C 13 мая до 26 ноября в Венеции проходит Биеннале современного искусства. Страны-участники представляют арт-проекты своих лучших художников в национальных павильонах, а весь город превращается в одну большую локацию для инсталляций, перформансов и экспозиций. Главный редактор Buro 24/7 Алексей Тарасов выбрал те, которые нельзя пропустить.

Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 1)

На биеннале в Венецию всегда везут самых именитых. В украинском павильоне – певец социального дна Борис Михайлов с серией фотографий Европарламента, сделанных с телевизора. В австрийском – классик Эрвин Вурм с известными еще с 1990-х живыми скульптурами: статисты и обычные люди неожиданным образом взаимодействуют с окружающими их предметами.

Павильон ЮАР пошел еще дальше и использовал магнетизм суперзвезд кино, чтобы привлечь внимание к проблемам жителей стран третьего мира. Джулианна Мур и Алек Болдуин вживаются в образы выходцев из Сомали и Сирии (одна – беженка, другой – гей, третий – атеист, и так далее), а в следующем зале уже сами эти люди с экранов рассказывают о тех же проблемах.Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 2)Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 3)

Самое впечатляющее видео даже с точки зрения кино – у павильона Новой Зеландии. Панорамное видео Лизы Рейхана "В поисках Венеры (инфицированной)" на 26-метровом экране полемизирует с работой 1804 года, которая прославляла мореплавателя Джеймса Кука, первым изучившего ее страну. Проект Рейхана показывает, какие последствия повлек за собой бездумный колониализм. Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 4)

Вокруг видео частично строится проект Греции "Лаборатория дилемм": он рассказывает о биологическом эксперименте, который пошел не так. Зрители изучают ход мыслей явно сумасшедших ученых, блуждая в пугающем черном лабиринте. Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 5)

Увлекательнее и страшнее всего, впрочем, в павильоне Италии. Проект "Магический мир" (Il mondo magico) задается вопросом, откуда берется человек, и пытается на глазах у зрителей создать нового – из воска, из пластика, из любого мусора. Смелый ход для довольно религиозной страны.

Личное открытие – изобретательный японец Симабуку и его видеоработы в "Павильоне Земли" в Арсенале. К примеру, в одном видео он натачивает MacBook Air и режет с его помощью яблоки. А в другом привозит снежным обезьянам, которых больше сотни лет назад переместили в пустыню Техаса, настоящий снег и документирует их реакцию.

Самое заразительное чувство ритма – у китаянки Гуань Сяо ("Павильон традиций"). Она записала поп-хит о статуе Давида авторства Микеланджело и сопроводила его клипом на трех экранах.Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 6)

Подающим самые большие надежды художником жюри назвало египтянина Хассана Хана с работой "Композиция для общественного парка". На небольшой лужайке на отшибе Арсенала он разместил три дюжины динамиков, из которых звучит музыка для вдумчивых танцев, а мужской и женский голоса говорят о страхах и потаенных желаниях. Лучшее место, чтобы провести полчаса на траве.

Самый остроумный павильон – у Латвии, показавшей проект "Что может пойти не так" (What Can Go Wrong). С помощью скабрезных рисунков, вырезанных на дереве, латвийская арт-звезда Микелис Фишерс представляет Землю, захваченную инопланетянами и гигантской саранчой. Произведение ниже называется "Рептилоиды обездвиживают галлюцинирующих дарвинистов".Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 7)

В павильоне Люксембурга правит шутник Майк Боршейд. Он демонстрирует, как можно стать совершенно другим человеком (ковбоем, пиратом, куртуазной домохозяйкой), просто сменив костюм. На входе в павильон предлагают угоститься имбирным пряником. Пряник такой вкусный, что даже кажется, будто в него что-то подмешивают.Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 8)

Довольно оппозиционный проект русского американца Гриши Брускина для павильона России напоминает экранизацию произведений Пелевина и Сорокина. Его скульптуры показывают воображаемых врагов, безликую толпу и огромную двухголовую птицу, которая топчет ее своими лапами.Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 9)

Куда более жесткую позицию занимает россиянка Ирина Корина: в ответ на культ смерти, который пропагандируется в ее стране, художница создала гигантские похоронные венки, которые завораживают своей нелепостью и красотой.Это искусство: Что смотреть на Биеннале в Венеции (фото 10)

Лучшим национальным проектом было названо театральное действо Анне Имхоф "Фауст" в павильоне Германии. Зрители ходят по стеклянному полу, создающему чувство опасности, в то время как представление с участием сторожевых собак и актеров, которые танцуют, борются друг с другом или сидят у огня, длится несколько часов – важно заранее узнать расписание перформансов.

Все сходятся на том, что Кристин Масель, главный куратор Биеннале современного искусства в этом году, уделила больше внимания взрослым художникам. За молодыми нужно отправляться в палаццо Контарини Полиньяк (Palazzo Contarini Polignac, остановка Accademia), куда переехала выставка Future Generation Art Prize от PinchukArtCentre. Экспозиция самой крупной премии для художников до 35 лет по-новому раскрылась в особняке XV века за счет исторической локации, которая заставила участников выставки переосмыслить уже сделанные работы.

Британец Энди Холден дополнил свое блистательное видео о законах движения в анимации скульптурами и артефактами. Американец И. Дж. Хилл выстроил настоящие американские горки, чтобы самому ходить и ползать по ним при любой венецианской погоде. Победительница Future Generation Art Prize Динео Сеше Бопапе (ЮАР) заполнила своей работой "Земля" зал с балюстрадой и небольшой балкон, с которого открывается один из самых красивых видов на мост Академии и Гранд-канал.

Параллельно официальной программе биеннале свои новые работы в Венеции выставляют самые важные художники мира. Больше всего шума, конечно же, вокруг первого за 10 лет шоу Дэмиена Херста, но лучше обратить внимание на его соседа по остановке вапоретто Salute бельгийца Яна Фабра.

Ретроспектива его скульптур из стекла и кости с 1977 по 2017 год гораздо виртуознее и остроумнее исследует темы смерти и вечности. Одна инсталляция "Катакомбы мертвых уличных собак" с собачьими скелетами, мишурой и гирляндами из муранского стекла стоит половины новых херстовских произведений. 

Бразилец Вик Мунис показал в палаццо Чини (Palazzo Cini) несколько выполненных в своей фирменной технике коллажей под общим названием "Закат: Фотографии руин" (Afterglow: Pictures of Ruins). Его вдохновила прошедшая в 2016-м выставка "Заново открытые шедевры", где публике впервые представили малоизвестные картины Ренессанса авторства Карло Кривелли, Бернардино Личино и других. Некоторые из них можно до сих пор увидеть на нижних этажах палаццо и, поднявшись на самый верх, осознать, как время высоких скоростей неизбежно проигрывает эпохе неспешных больших шедевров.

Читайте также: "Худшее шоу 10-летия": Что показал Дэмиен Херст.

Больше