
Скульптор Спартак Хачанов: "Парад членов" — мой ответ военным парадам
Фаллические символы
В конце декабря в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) разгорелся скандал. Его причиной стала работа “Парад членов” студента-скульптора Спартака Хачанова, которую он разместил в холле учебного заведения. Это была колонна разной военной техники в виде фаллосов. Работу разгромил один из преподавателей вуза, который назвал ее автора “бездарным персонажем”. Сейчас Хачанова хотят отчислить из академии, а он тем временем готовится представить “Парад членов” на другой выставочной площадке.
Спартак Хачанов родился в Баку, но вырос в Донецкой области. Окончил Харьковское художественное училище и поступил в НАИИА. В своих работах использует дерево, керамику, металл и камень. В 2017-м он стал призером конкурса имени Анатолия Криволапа, а в 2018-м присоединился к художественной группировке “Хлєбзавод”.
Аня Белоус встретилась со Спартаком в академии, чтобы посмотреть на уцелевшие части работы и расспросить, что скульптор планирует делать дальше. Внутрь их пускать отказались, объяснив это тем, что “у этого парня большие проблемы”, и пригрозили вызвать наряд милиции. Пришлось пробираться к искусству через черный ход.
Как ты пришел к искусству и почему выбрал скульптуру?
Я с детства любил лепить – практически жил с пластилином и даже пробовал сам его изготавливать. А профессионально решил заняться искусством в 25 лет, в 2011 году поступил в Харьковское художественное училище. Моим преподавателем был Валерий Пирогов, он увидел во мне художника и направил в нужное русло.
Чье творчество на тебя повлияло и помогло сформировать свой стиль?
Мои любимые художники – Ван Гог, Караваджо, Пикассо, Малевич, Генри Мур, Донателло. Микеланджело тоже люблю, но считаю, что разные школы его слишком вознесли до статуса бога.
Расскажи подробнее о работе “Парад членов”. Как появилась идея, кто помогал ее воплотить? Читала, что в ее создании участвовала художница Леся Хоменко.
Леся документировала происходящее, когда у нас произошел конфликт [в академии] и меня угрожали закопать.
А сама идея “Парада членов” как появилась?
О “Параде членов” я сейчас не хочу говорить, чтобы не сказать лишнего. На эту работу поставили клеймо.
Но что тебя подтолкнуло к этой теме?
Мне чужды военные парады и то, что сюда привозят это страшное оружие. Думаю, это все тянется из детства. Я сам из Донецкой области – города Снежное. Сейчас наш дом там взорвали. Все это повлияло – общее состояние в стране и место, откуда я родом.
Что сейчас происходит между тобой, НАИИА, преподавателем Владимиром Харченко, который разрушил работы, и всеми остальными? Тебя хотели отчислить, но этого не произошло?
Пока не произошло, потому что студенты начали возмущаться. Дело не в моей работе, а в цензуре академии в целом. Моя работа – это просто песчинка. Так будет происходить каждые полгода или год. В этот раз начали с моих скульптур, а закончили девочками с четвертого курса – их работы поломали и одну даже украли. Так нельзя, этих преподавателей надо наказать и запретить им работать.
Есть ли на тебя сейчас какое-то давление со стороны преподавательского состава?
Сейчас тишина. Они не станут никого пугать, просто выгонят. Кафедра скульптуры, моя кафедра, первой выступила за то, чтобы меня отчислили.
Я слышала, что у тебя уже был подобный конфликт в НАИИА. Можешь рассказать о нем?
Да, полгода назад – во время летнего просмотра. Я вырубил из дерева скульптуру “Товарищ” и поставил ее возле входа в академию, под флагами Украины и Евросоюза. Тогда мне сказали, что я издеваюсь над национальным флагом. Прицепились, потому что у скульптуры член торчал. Если бы я его прикрыл, может, ничего бы и не сказали. Основная проблема была в том, что эти работы не находились в помещении, в котором мы учимся, – в аудитории. По правилам ты должен выставляться там. Это общее пространство, в котором работает порядка 10 студентов. Если искусство выходит за рамки этого помещения, оно становится политическим. Я вышел за пределы дозволенного – не выставился там, где мне сказали, сделал это без разрешения. Я художник и имею право выставляться где угодно на территории академии.
Скульптура “Товарищ”
То есть дело не в концепции самой работы, а в месте, где ты ее показал?
Это имело большое значение. Если бы я выставил в мастерской, не было бы такого резонанса. А я выставил перед входом – проявил агрессию.
Я посмотрела достаточно твоих работ. Во многих встречаются фаллические символы. Какой смысл ты в это вкладываешь?
Первая скульптура из дерева была отсылкой к классической древнегреческой скульптуре. А "Товарищ" – это советский гражданин, который остался без штанов, но у него все еще стоит.
В твоих ранних работах присутствовала тема геноцида армян в Османской империи в 1915-1922 годах. Почему сейчас ты решил переосмысливать современные процессы и войну на востоке Украины?
А почему именно в Украине? Война везде происходит. Просто в Украине она относится к каждому из нас, даже если мы не находимся на передовой. Не надо называть эту работу антивоенным манифестом. Уже написали многие: военный, антивоенный, путинское, проукраинское – клише поставили. Там что, конкретика должна быть – русские или украинские флаги? Могу точно сказать, что я не издевался над украинской армией, как мне сказали. Это бред.
15 февраля в центре современного искусства “Хлєбзавод” откроется твоя выставка. Там будет только “Парад членов” или другие скульптуры тоже?
Будет эта работа и документация разгрома – фото и видео из фейсбука, может, какие-то переписки.
Что ты планируешь делать дальше в зависимости или вне зависимости от того, как разрешится конфликт с НАИИА?
Надо сперва это заведение окончить. (Смеется.) Осталось еще полгода. Дальше хочу поступить на режиссуру. Рассматриваю варианты в Праге, Берлине, а также некоторые французские и голландские академии.
Где еще будет показан “Парад членов”?
В Литве. Сперва там не поняли идею, когда я показал эскизы, а сейчас заинтересовались. 1 апреля работа будет участвовать в параде республики Ужупис [самопровозглашенная республика художников, музыкантов и поэтов в Вильнюсе. – Buro 24/7]. А потом она будет выставляться там 6 месяцев.
Твоя жизнь как-то изменилась в связи с этим скандалом и повышенным вниманием к тебе?
Можете посмотреть, что в интернете происходит, если ввести в поиск “Хачанов Спартак” или “Парад членов”. Меня поддержали многие украинские художники – Александр Ройтбурд, Никита Кадан, Леся Хоменко.
Были уже предложения галеристов или коллекционеров?
Купить предлагали. Даже один парень написал что-то вроде “сколько будет стоить одна фигурка, чтоб на стол положить”. Он не воспринял это как инсталляцию, а как игрушку какую-то или украшение. Я ему написал, что одна штука – 100 долларов, чтобы он от меня отстал. А еще канал СТБ предлагал меня снять.
Почему не согласился?
Я пока не отказывался и не соглашался. Потому что ваш народ [журналисты] любит все раскручивать – что-то ляпнешь и потом можешь “откупить”. (Смеется.)
Что читать: 5 лучших книг об искусстве, вышедших в 2018-м.