Поиск

Канны – 2019: \"Маяк\". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года

Текст: Buro 24/7


Главный редактор BURO ведет дневник с Каннского фестиваля

В Каннах четвертый день подряд идет дождь – и это идеальная погода, чтобы с утра до ночи сидеть в кинозалах.

В программе "Двухнедельник режиссеров" показали эстетский хоррор "Маяк" (The Lighthouse) американца Роберта Эггерса.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 1)

Молодой помощник смотрителя маяка (Роберт Паттинсон) застревает со своим начальником-демоном (Уиллем Дефо) на скале посреди бушующего моря. Начальник заставляет его с собой бухать по ночам и не пускает к главному фонарю, а сам закрывается наверху, раздевается догола и делает там такое, что лучше никому не знать. Предыдущий помощник сошел с ума и умер, потому что это худшее место, чтобы сбежать от своих кошмаров, и идеальное, чтобы буйно помешаться.

Это герметичная пугающая пьеса на двоих (при этом в маленькой, но важной роли русалки появляется украинская модель Валерия Караман), снятая на 32-миллиметровую черно-белую пленку. Сперва самое жуткое впечатление производят чайки, в которых живут души погибших моряков, а потом страшно хохочущая чернота начинает наперегонки лезть из обоих персонажей и выплескиваться в зал.

Если Дефо за эту роль в следующем году не номинируют на "Оскар", справедливости в мире нет, так и запишите.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 2)

Без призов точно не оставят "Тайную жизнь" Терренса Малика – слишком уж важную тему он поднимает.

Надо сказать, что за последние годы культовый американский режиссер, в 2011-м победивший в Каннах с фильмом "Древо жизни", успел изрядно испортить себе репутацию. Его следующие картины (“К чуду”, “Песня за песней”, “Рыцарь кубков”) были бессюжетными фотообоями, озвученными закадровыми голосами и классической музыкой.

Главное отличие "Тайной жизни” (A Hidden Life) в том, что в основе фильма лежит реальная история, у которой есть начало и конец. Во время Второй мировой войны австрийский фермер Франц Егерштеттер отказывается присягнуть на верность Гитлеру и вступить в ряды фашистской армии. Как Христу, ему много-много раз предлагают отречься от своих убеждений, но он решает, что лучше быть свободным с руками в наручниках, и жертвует собой.

“Тайная жизнь” – это большое полотно о восхождении на пик страданий, но почему-то режиссер уверен, что страдать должны и зрители тоже. Малик сразу же стартует с закадрового голоса под классическую музыку и следующие три часа ведет свое повествование почти на одной ноте.

Нет такой травы, на которую бы не прилегли герои, нет таких облаков, которые бы не проплыли по экрану, нет таких слов, которые нельзя было бы грустно и многозначительно прошептать.

Мученик Франц Егерштеттер не желает шагать строем, идти на компромисс со своей совестью, быть таким, как все, – и в этом смысле “Тайная жизнь” говорит и про самого Малика тоже, режиссера с уникальной манерой рассказывать истории, собирая их из обрывков впечатлений, которые нельзя передать словами. Впрочем, нет ни единого повода, почему эту историю, состоящую из монотонно повторяющихся сцен, нельзя было сделать в два раза короче.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 3)

"Отверженных" Ладжа Ли анонсировали как кино об акциях "желтых жилетов", а они оказались фильмом о том, как подобные беспорядки начинаются. Как вспыхивает протест, как загораются коктейли Молотова, как фейерверки летят не в небо, а прямо в голову врага.

Все события помещаются в два очень плохих дня новичка, поступившего в спецподразделение, патрулирующее неблагополучные кварталы. У цыган из цирка крадут льва, полиция обращается за помощью к мусульманам и нигерийскому авторитету по прозвищу Мэр и натыкается на местную шпану, которой только дай повод швырять в копов банки из-под пива.

"Отверженные" (Les Miserables) проговаривают довольно простые вещи. Чтобы выжить на улицах, приходится быть зверем. Жители бедных районов – это лев в клетке. Тот, кого унизили, либо сломается, либо захочет отомстить. По сюжету все виноваты и никто не виноват – режиссер не принимает ничью сторону, и в этом главная сила фильма.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 4)

Кен Лоуч, всю свою карьеру снимающий кино о социальной несправедливости, представил в Каннах свой лучший фильм за последние 10 лет.

"Извините, мы вас не застали" (Sorry We Missed You) – еще одна драма о том, как современная экономика раздавливает человека. В словосочетании "еще одна драма" можно усмотреть какое-то пренебрежение, но на самом деле справедливая убежденность Кена Лоуча в том, что истории рабочего класса должны быть услышаны, вызывает уважение и восхищение.

С момента, когда главный герой (примерный муж, отец умницы дочки и сына-граффитчика, болельщик Ман Сити), берет фургон в кредит и вынуждает жену, ухаживающую за стариками, продать ее машину, сразу понимаешь, что все пойдет не так.

"Ты не работаешь на нас, ты работаешь с нами. Ты не получаешь зарплату, ты получаешь гонорары", – сообщают ему в службе доставки, куда он устраивается на ненормированный рабочий день.

Не перегибая палку с трагедией, как в своей предыдущей работе "Я Дэниел Блейк", получившей "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах три года назад, Лоуч делает родными четырех простых людей, которых вы впервые увидели всего час с лишним назад.

Сайфай-хоррор "Виварий" (Vivarium) Лоркана Финнегана – лучший довод в пользу того, чтобы не заводить семью.

Молодая пара (Имоджен Путс, Джесси Айзенберг) приходит в агентство по недвижимости и риэлтор с мимикой добродушного маньяка отвозит ее в пустой пригород с одинаковыми зелеными домами, откуда они уже выбраться не смогут. Под дверь им подкладывают картонную коробку с младенцем, который растет пугающими темпами и орет как птеродактиль, и героям ничего не остается, кроме как стать ему родителями.

Первые минут двадцать это интересно, все полтора часа – очень красиво (картинку стилизовали под полотна Магритта), но идея авторов очевидна уже сразу – какой же это ужас, семейная рутина с детьми, уютным домом и завтраками по расписанию.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 5)

С фантастикой в Каннах вообще пока не очень. В “Малыше Джо" (Little Joe), англоязычном дебюте австрийки Джессики Хаузнер, в лаборатории выводят цветы, запах которых делает людей счастливыми, но пустыми внутри. Судя по всему, это сатира на культ антидепрессантов (главная героиня-биолог все время ходит к психотерапевту), но в фильме настолько ничего не происходит, будто авторы на монтаже случайно вырезали кульминацию.

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 6)

Зато с комедиями на фестивале все отлично. Больше всего хвалят "Подъем" (The Climb) о двух хороших друзьях, один из которых переспал с невестой второго и рассказал ему об этом накануне свадьбы во время велотура по Франции. Старинные приятели Кайл Марвин и Майкл Анжело Ковино вместе написали честное и изобретательное кино о мужской дружбе с ее не очень здоровой конкуренцией и сыграли главные роли. Ближе к финалу вдруг ни с того, ни с сего звучит украинская песня “Ніч така місячна” в исполнении трио с баяном, гитарой и скрипкой.  

Канны – 2019: "Маяк". Паттинсон и Дефо снялись в лучшем эстетском хорроре года (фото 7)

Шпионский комедийный детектив "Свистуны" (La Gomera) румына Корнелиу Порумбою – главное киноманское счастье конкурсной программы. Пересказать сюжет невозможно, но, если коротко, коррумпированный инспектор полиции приезжает на Канары, чтобы научиться у местных бандитов фигурному свисту, который поможет ему вызволить из тюрьмы наркодилера. Также в фильме фигурируют валютная проститутка с пистолетом, камеры слежения в зеркалах, картине и иконе, лобовая цитата из “Психо” Хичкока, финальная разборка на заброшенной съемочной площадке и еще много прекрасного.

Жаль, что за такое в Каннах никогда не дают призы.

 

Читайте также: Канны – 2019: "Боль и слава". Новое кино Альмодовара пахнет мочой и жасмином.

Оставьте комментарий

Больше