Поиск

\"Искусство может помочь людям прозреть\", — Джон Смит

"Искусство может помочь людям прозреть", — Джон Смит

Интервью Buro 24/7

Текст: Аня Белоус

Британский режиссер о роли художника в современном мире

В этом году фестиваль кино и урбанистики "86" представит действительно уникальную вещь, ради которой стоит поехать в Славутич, даже если вы туда никогда не собирались. Организаторы устраивают ретроспективу короткометражных фильмов британского режиссера Джона Смита. 

Редактор культуры Buro 24/7 Аня Белоус поговорила с Джоном о том, откуда берутся идеи для его фильмов, о влиянии концептуального искусства и том, что должны делать художники в современном обществе. 

john-smith-interview-86

Джон Смит — британский режиссер и художник, который в характерной только для него ироничной манере показывает нам привычные зрительные образы. Все его короткометражные работы основаны на вещах, взятых из повседневной жизни, которые сам режиссер видит под абсолютно другим углом. Фильмы Смита уводят нас далеко от реальности, возвращение к которой напоминает пробуждение от длительного сна.

"Идеи моих фильмов приходят из каждодневной жизни. Они связаны с местами, в которых я живу. Просто вижу что-то и появляется идея. Я не сижу и не придумываю ничего специально, просто жду, пока мысль сама придет в голову. Это всегда работает. Но бывает, конечно, что идеи очень долго не приходят", (Смеется.) — рассказывает Смит.

Режиссер сделал более пятидесяти фильмов, видео и инсталляций, которые демонстрировались в галереях и на фестивалях по всему миру. Одной из первых и самых известных его работ стала картина "Девушка, жующая жвачку", снятая в 1976 году. В 11-минутном ролике показана типичная шумная улица Лондона и звучит закадровый голос, который будто руководит всем происходящим в кадре. 

 

Еще одной важной работой автора является фильм "Ом" (1986 года). В нем проводится эксперимент над человеческой реакцией на стереотипы — слуховые, визуальные и даже идеологические. Смит выстраивает определенную систему ассоциаций и манипулирует ожиданиями зрителей. Отправной точкой служит конкретный стереотип, а в конце фильма мы приходим к его абсолютной противоположности.

john-smith-interview-86

Кадр из фильма "Ом" Джона Смита

Смит считает себя и всех остальных режиссеров художниками и старается не разделять кино с искусством.

"Я учился в школе искусств и в то же время изучал кино. Стараюсь не разделять художников и режиссеров, но наибольшее влияние на мои работы имели режиссеры. Сложно вспомнить, кто именно, я был молод тогда. Точно могу сказать, что помимо кинематографа на меня сильно повлияло концептуальное искусство и арт-группа Флуксус".

"Мне очень нравятся британские и американские концептуалисты 1960-1970-х годов", — говорит режиссер. 

Джон, как и многие документалисты, проживает свою жизнь при помощи фильмов. "Они — часть меня", — поясняет Смит. Работы режиссера являются интерпретацией полученного им жизненного опыта. 

Последний фильм Джона посвящен теме Брекзита. Это 4-минутная картина, которая называется "Кто мы?". В ней использованы кадры из сюжета BBC о сторонниках выхода Великобритании из Европейского союза. Мужчина в зале выкрикивает слоган "Верните нашу идентичность — голосуйте за выход!", в то время как другой рассказывает всем, что он ветеран. В этом коротком фильме Смит показывает всю абсурдность происходящего в стране. Сам режиссер болезненно реагирует на такой выбор британского общества.

"Мир становится все больше правоориентированным, и это очень сильно удручает. Большие силы приходят к большой власти, и существует очень мало способов их остановить. Я не знаю, как с этим быть, и это пугает. Это очень важный вопрос, о котором нелегко говорить. Я считаю себя космополитом, а не британцем, и не хочу отделять себя от других европейцев. К тому же я слежу за всем, что происходит с Трампом в Америке. Мне кажется, подобные вещи во всем мире могут привести к глобальной изоляции и большим международным конфликтам".

john-smith-interview-86

"Думаю, нам всем необходимо верить, что мы можем что-то изменить, даже если это что-то небольшое. Когда я смотрю на все свои работы, то часто прихожу к выводу, что они — моя попытка сказать: "Существует много способов смотреть на мир вокруг". Я расставляю акценты на определенных вещах, но потом человек понимает, что он смотрит на что-то другое, не то, что видел вначале. Именно потому, что есть много способов видеть мир. Большинство проблем современного общества возникают потому, что люди слепы, они не умеют видеть и принимать позицию других людей. И, как мне кажется, именно искусство может помочь людям прозреть. Необходимо понимать позицию других людей и считаться с ней, даже если она не совпадает с твоей собственной. Только так мы все сможем спокойно жить вместе", — говорит Джон. 

Если изучить фильмографию Джона Смита, можно заметить, что он выпускает новый фильм каждые полтора-два года. Но последняя его работа появилась в 2016 году, и сейчас режиссер не работает ни над одним проектом. Смит говорит, что чувствует себя подавленным из-за всего, что происходит в мире.

" У меня есть несколько идей, но потом я спрашиваю самого себя: "Зачем?". И не нахожу ответа. (Смеется.) Но я, конечно, займусь работой в ближайшее время".

Джон говорит, что счастливым его делает не только работа. Самое большое счастье, по мнению режиссера, — это люди. Особенно те, с кем у вас схожие взгляды на жизнь.

"Приятно знать, что вы смотрите на мир одинаково", — говорит режиссер.

 

 

В рамках ретроспективы Джона Смита на фестивале "86" будут показаны фильмы: "Девушка, жующая жвачку", "Черная башня", "Стив терпеть не может рыбу", "Хакни Маршез — 4 ноября, 1977", "Гора с флагом" и "Вредитель". С расписанием можно ознакомиться тут.  

 

Читайте также: Что случилось с "Холокост-кабаре"?