
Что посмотреть: "Бар "Эдди" — криминальный сериал-мюзикл о джазе на задворках Парижа
Это вам не "Ла-Ла Ленд"
На нетфликсе вышел мини-сериал "Бар "Эдди", или, как его еще переводят, "Водоворот" (в оригинале – The Eddy). Это 8-серийная история о владельце парижского джаз-клуба, который словно магнитом притягивает к себе неудачи и пытается наладить не только бизнес, но и свои отношения с близкими (постепенно разрушая и то и другое).
Дэмьен Шазелл, автор мюзикла "Ла-Ла Ленд", получившего 14 номинаций на "Оскар", стал исполнительным продюсером проекта и сам срежиссировал первые два эпизода. Сценарий написал Джек Торн, который кроме сериалов "Молокососы" и "Бесстыдники" успел также поработать над пьесой "Гарри Поттер и Проклятое дитя".
Рассказываем, почему этот сериал не стоит пропускать и за что вы его точно полюбите.
Алжирец задает ритм и начитывает что-то на французском. Кубики льда, которые он набирает на кухне в ведерко, стучат в такт. Он открывает двери в зал – и мы послушно входим за ним. На сцене как раз выступает джаз-бенд. Спустя мгновение мы уже несемся через черный ход и запыхавшись подбегаем к вывеске бара "Эдди". Это первое знакомство зрителей с главной локацией сериала, вокруг которой все вращается. И эта сцена, динамикой напоминающая документалистику и снятая одним кадром на 16-миллиметровую пленку (что для Netflix впервые), – лучшее эстетское начало в духе французской новой волны, которого можно было ожидать от Шазелла.
Владеет баром афроамериканец Эллиот (Андре Холланд из "Лунного света"), пианист-виртуоз, сбежавший от семейной трагедии в Париж, чтобы забыться, исполняя свою мечту – открыть джаз-клуб. Те, кто смотрел "Ла-Ла Ленд", явно уловили здесь тонкую связь между двумя персонажами, но ровно на этом месте она и заканчивается. "Ла-Ла Ленд" – это мотивирующая открытка для юных мечтателей, а "Бар "Эдди" – это неприветливый подвальный мир, где, воплощая мечту, нужно быть готовым идти до конца или не начинать вовсе.
Сам Эллиот после смерти сына перестал выступать перед публикой, но продолжает писать музыку для своего мультинационального джаз-бенда. Когда никто не видит, он одиноко играет в пустом зале, демонстративно ставя на крышку рояля стакан виски (да, пианист Дон Ширли из "Зеленой книги" его бы за это не уважал – слишком уж пошло).
Как художественный руководитель клуба, Эллиот отвечает за программу выступлений и регулярно ссорится с музыкантами, добиваясь от них совершенства. За все финансовые дела отвечает его напарник и лучший друг – французский араб Фарид (Тахар Рахим из "Пророка" Жака Одиара), которого любят все и у которого всегда найдутся подбадривающие слова для исполнителей после препираний с Эллиотом. Вот только вести бизнес это ему не помогает – из-за финансовых махинаций они влезли в долги, за что Эллиоту все последующие эпизоды придется разбираться то с мафией, то с полицейскими.
Как раз в это турбулентное время к нему из Нью-Йорка прилетает дочь-подросток Джули, с которой ему приходится как-то находить общий язык, пока его бывшая возлюбленная Майя (по совместительству – певица в джаз-бенде, который он продвигает) нервно переживает их драматический разрыв.
Майю играет польская актриса Иоанна Кулиг, известная зрителям по главной роли в "Холодной войне" Павла Павликовски (картина получила "Оскар" как лучший иностранный фильм). И там, и здесь героиня Кулиг питает чувства к своему учителю, страдает от этого и изливает свою боль в музыке, выступая по вечерам в парижском клубе (только теперь не в 1950-х, а в современных декорациях).
За музыку в сериале отвечает композитор Глен Баллард (он также числится продюсером) – обладатель 6-ти премий "Грэмми", сотрудничавший с Майклом Джексоном и Аланис Мориссетт. Все песни записывались вживую на съемках, поэтому та самая джазовая спонтанность тут соблюдена до мелочей. Да и сам монтаж как будто поддался рваным ритмам, что только на руку финальной картинке (цепляющие крупные планы исполнителей, их быстрые пальцы, перебирающие инструменты, – довольно точная визуализация музыкального характера).
8-серийная структура сериала отражает принцип того же джазового ансамбля, где все персонажи связаны между собой и роль рассказчика переходит по очереди к каждому. И в финале все это подводит к месту, объединившему их под одной крышей.
"Бар "Эдди" – это продолжающееся со времен "Одержимости" признание Шазелла в любви к джазу, но от предыдущих его работ этот сериал отличается мрачной атмосферой происходящего. Здесь на улицах не танцуют, а толкают наркотики, торгуют оружием и даже убивают.
Париж мы наблюдаем не из речного трамвайчика на Сене: вместо приторных локаций с обязательным видом на Эйфелеву башню зрители погружаются в глубину парижских задворков, грязных подворотен и трущоб. Клуб расположен в 13 округе Парижа, в районе, где редко ступает нога туриста, но о котором наполовину француз Дэмьен Шазелл знает не понаслышке: здесь он частично провел свое детство. Это Париж, где в единый микс смешиваются разные культуры, языки и религии, – и не это ли лучшее место для клуба под названием "Эдди", которое в переводе и символизирует весь этот межрасовый "водоворот"?
Смотрите также: "Феминисток никто не любит": Зачем смотреть сериал "Миссис Америка" с Кейт Бланшетт.