Поиск

\"Призраки поместья Блай\": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну

Сериал на Netflix

Текст: Настя Сидько


2-й сезон антологии ужасов шоураннера Майка Флэнагана

9 октября на стриминговой платформе Netflix вышел сериал "Призраки поместья Блай" – продолжение хоррор-антологии шоураннера Майка Флэнагана. Первый сезон проекта – "Призраки дома на холме", – вышедший в 2018-м, стал хитом нетфликса, а силуэт дамы со сломанной шеей заставил дрожать от страха даже самых непробиваемых зрителей. Новый сезон – это совсем другая история, никак не связанная с предыдущей сюжетно, но охваченная призраками не менее. Рассказываем, какими получились "Призраки поместья Блай" и чего от них стоит ожидать.

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 1)

Майку Флэнагану, родившемуся в Салеме – пожалуй, самом прославленном ведьмами городке мира (конкуренцию составляет разве что деревня Блэр), – вероятно, суждено было влюбиться в этот потусторонний мистицизм, чтобы затем воплотить магию необъяснимого в своих хоррор-историях.

Но больше колдовства и ведьм его заинтересовали призраки. Свой режиссерский дебют еще во времена студенчества Флэнаган тоже посвятил этой теме, хотя “Призраки улицы Гамильтон” – это не хоррор в его чистом понимании, а скорее романтическая драма о потерянной любви, которая превратилась в призрак. А вот последовавшие за этим “Окулус”, “Отсутствие” и “Уиджи” вместе с экранизациями Стивена Кинга (“Игра Джеральда”, “Доктор Сон”) закрепили за Флэнаганом реноме хоррор-режиссера.

Тем не менее его главный (пока что) успех числится не за большим кино, а за сериальной хоррор-антологией нетфликса – “Призраки дома на холме”. Адаптация великого романа писательницы Ширли Джексон, которой вдохновлялся и король ужасов Стивен Кинг, получилась одним из лучших хоррор-проектов 2018 года.

Второй сезон этого проекта – “Призраки поместья Блай” – основан на готическом романе Генри Джеймса “Поворот винта”, вышедшем в 1889 году. Флэнаган переносит действие из XIX века в XX и решает, что в этой части антологии будет пугать зрителей не так джамп-скейерами и дамой со сломанной шеей, как психотравмами героев, тяжелой участью влюбленных и, так уж и быть, таинственной дамой из озера.

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 2)

Действие происходит в 1987 году. История начинается с американской учительницы Дэни (Виктория Педретти), которая, сбегая от прошлого, перебралась в Англию и ищет работу. Ее заинтересовало объявление о поиске гувернантки с проживанием, которое, несмотря на всю привлекательность вакансии, не исчезало из газет. После собеседования с владельцем поместья Блай, который искал няню для своих племянников, Дэни все же соглашается на работу, хотя и чувствует, что здесь есть какой-то подвох (сам опекун в доме не появляется и настаивает, чтобы все проблемы решались без его участия). А условия, правду скажем, незавидные: родители детей трагически погибли, а няня, которая ими занималась раньше, утопилась в озере. Но и это не отпугнуло американку (наверное, потому, что саму ее преследуют кошмары не менее страшные).

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 3)

В старинной лондонской усадьбе ее ждут двое детей – 8-летняя девочка Флора, для которой все вокруг perfectly splendid, и 10-летний Майлз, который кажется воспитанным и обворожительным мальчиком, пока темная сторона его личности не проявит себя. Кроме детей в доме есть темнокожая экономка Ханна Гроуз, повар-индус Оуэн и хулиганистая садовница Джейми. Появлению няни в доме все очень рады, даже несмотря на то, что она ну совсем бездарно заваривает чай (ох уж эти чопорные британцы со своим 5 o’clock).

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 4)

Далее сюжет сериала развивается с медленно нарастающим ужасом, который кроется в различных spooky-деталях: экономка почему-то всегда отказывается от еды и куда-то внезапно удаляется, Флора играет криповатой куклой с черными волосами и предупреждает Дэни, чтобы та не выходила из своей комнаты ночью, время от времени в доме раздаются таинственные звонки без ответа, есть старое родительское крыло, куда запрещено ходить, но куда ночью кто-то пробирается, оставляя следы болота на полу, а еще новая няня поставила на уши весь дом, когда увидела силуэт незнакомого мужчины.

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 5)

В целом “Призраки поместья Блай” напоминают мелодраматичный хоррор – такую себе мыльную оперу с призраками, которые пугают не самим своим паранормальным существованием, а печальной предысторией. Флэнаган рассматривает ужасное на уровне человеческой психологии чувств – токсичной любви, жажды обладания и власти, одержимости, зависимости и абьюза. И эта “неправильная любовь”, которую как раз и обсуждают герои в одном из эпизодов, – отправная точка ужаса и тирании, она становится ловушкой, из которой невозможно выбраться целым. И в этом смысле поместье Блай – магнит для психологических травм, это тот гравитационный колодец, в который проваливаются все местные и о котором с ходу предупреждал повар (еще раз, к деталям и диалогам у Флэнагана надо быть предельно внимательными, иначе можно пропустить самое важное).

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 6)

Скрупулезность в настраиваемом нарративе – одно из главных преимуществ Флэнагана. И если поначалу “Призраки поместья Блай” могут показаться немного затянутыми, то ровно в середине повествования зрителей ждет витиеватая кроличья нора флешбэков, которые дают истории новый, скажем так, “поворот винта”.

"Призраки поместья Блай": Меланхоличный хоррор, где любви и призраков поровну (фото 7)

Вполне вероятно, что зрители, ожидающие от шоураннера леденящей душу истории в духе “Призраков дома на холме”, могут остаться более-менее равнодушными к “Поместью Блай”, где принцип ужасного кроется в трансцендентных путешествиях памяти, моментами напоминающих состояние терапевтического гипноза, но это совершенно точно не делает эту готическую историю о любви и призраках (именно в таком порядке) хуже. Потому что, по правде говоря, звуки механической шкатулки в заброшенном крыле, следы грязи непонятного происхождения на полу и зловещее озеро, окутанное тяжелым туманом, пугают, но это даже рядом не стоит со страхом потерять самого близкого человека, ведь боль утраты настолько острая и непрекращающаяся, что жизнь кажется уже невозможной, но она продолжается.

Смотрите также: "Рэтчед" – эстетский боди-хоррор, у которого мало общего с "Пролетая над гнездом кукушки".

Оставьте комментарий

Больше