Поиск

"Вагоновожатые": "Мы уже все отспорили и отсамовыражались"

Интервью Buro 24/7

Текст: Аня Белоус

Фото: Фото — Юлия Вебер

\"Вагоновожатые\": \"Мы уже все отспорили и отсамовыражались\"
Музыканты о конкуренции, "Твин Пиксе" и Евровидении

Группа "Вагоновожатые" появилась в 2013 году, но дебютный альбом "Вассервага" выпустила только в 2015-м. Самыми популярными треками Антона Слепакова, Валентина Панюты и Станислава Иващенко стали "Хундертвассер хунта" и "Восстание ватников", в которых музыканты смело заговорили обо всем, что волнует думающую часть общества больше всего. 

В декабре прошлого года "Вагоновожатые" презентовали EP §┬a®t-טp ↑↑ ϺØΛ0Δостb ("Стартап Молодость"), в который вошло 5 экспериментальных песен. Новая музыка группы кардинально отличается от всего, что они делали раньше, но точно не уступает в качестве.

Мы прогулялись с Антоном, Валиком и Стасом в депо Киевского метрополитена, полазили по вагонам, а потом засели в кафе на Бессарабке, чтобы подробнее поговорить о грядущем концерте, Евровидении, любви к лоу-фаю и обо всем на свете.

 

В старых интервью вы рассказывали, что альбом "Вассервага" писался долго. Как работалось над "Стартапом Молодость"? Быстрее и легче?

Антон: Да, это было быстрее и проще, потому что "Стартап Молодость" вполовину короче "Вассерваги".

Валентин: Ровно.

Антон: К тому же некоторые темы из "Вассерваги" мы делали, когда только объединились в трио, а "Стартап Молодость" — это уже более зрелое продолжение. Он создавался несколько другим методом. Там, где можно было обойти коллективное творчество, мы его обходили. Два музыкальных автора равноудаленно создавали свои треки, потом каждый вносил минимальные правки, зачастую не ограничивая другого.

vagonovozhatye

В заглавном треке есть фраза "стартап обесценен". Это значит, что мы потеряли свою молодость?

В: "Опыт открытия стартапа бесценен", ты об этом?

А: Бесценен! (Смеются.)

Вопрос снимается.

В: Он бесценен и обесценен!

Есть другая строчка, ее я точно расслышала: "Чтобы человек, не выкуривший в жизни ни одной электронной сигареты, внезапно воскликнул: "Огонь, иди за мной!". Вы фанаты "Твин Пикса"? Скоро же новый сезон.

В: Это вообще случайно получилось, как в свое время с "Хунтой".  Антон на репетиции почему-то закричал это слово.

А: Да-да, ребята похвалили меня за это, сказали: "Кричи дальше". (Смеются.) Я как раз не фанат сериала. "Огонь, иди за мной" — это же полнометражный фильм? Да. А вот сериал я никогда не мог осилить.

С: Буквально после этой репетиции я впервые посмотрел "Твин Пикс". Начал и понял, что это отнимает слишком много времени. А потом наткнулся на "Огонь, иди за мной": всего полтора часа, и не нужно смотреть 30 серий. 

А: Стас просто несколько моложе, чем мы, он не застал это время.

Понимаю, часто чувствую себя Стасом.

(Смеются.)

vagonovozhatye

Вы знаете, что треки очень трудно найти на SoundCloud из-за написания названий?

В: Так надо сразу на наш профиль заходить.

То есть вы не хотите упрощать путь своим поклонникам?

А: Никогда не ищем легких путей.

В: Концепция такая. Буквально перед выходом нашего альбома то же самое сделал Bon Iver – хотя мы честно придумали это задолго до него. На самом деле сейчас популярен в дизайне этот тренд. А нам айдентику разрабатывает шеф-дизайнер компании Fedoriv. Всегда на этом оттягивается.

А: Мы уже поняли, что нужно просто соглашаться. Он фигню не предложит.

В: Тот же принт для футболок "Вассерваги" он делал. Мы сперва подумали, что это выглядит слишком просто, а потом увидели, как люди скупают эти футболки именно из-за принта.

vagonovozhatye

У нас с вами есть общая знакомая, которая вообще татуировку сделала с "Вассерваги".

А: А еще одна девочка набила себе название песни "Жить" с трамваем.

В: В плане дизайна "Федориву" мы доверяем на все сто.

vagonovozhatye-interview

Антон, ты говорил, что музыка "Вагоновожатых" совсем другая по сравнению с твоей предыдущей группой "Я и Друг Мой Грузовик" , потому что время сейчас другое — не мирное. Но "Стартап" вполне спокойный и не такой экспрессивный. Это значит, что время изменилось или просто вы стали спокойнее?

А: Безусловно, ты же живешь в этом и привыкаешь ко всему. Музыка 2014-2016 годов отличалась очень сильно. Но это не значит, что нас перестали интересовать важные темы. Так получилось, что период создания треков, о которых все говорят, совпал с моментом самого большого обострения в стране. Хотя я говорил об острых вещах и в 2006-м, и в 2007-м, просто их воспринимали иначе. Тогда люди говорили: "У нас же все хорошо, все позитивно".

Люди и сейчас умеют абстрагироваться, это же защитный механизм.

А: Честно говоря, мне не очень хочется романтизировать войну. А у нее сейчас есть некая романтическая сторона. Люди говорят: "Как это здорово и прекрасно, что молодой человек уходит на войну". И мы почему-то привыкли к тому, что матери рожают солдат, которых пачками там уничтожают не пойми для каких целей. Люди явно рождались не для этого. Участвовать в процессе такой романтизации у меня желания нет.

Тут, конечно, есть две стороны. Первая — эти люди, безусловно, герои. Вторая — подобного в XXI веке вообще не должно происходить.

В: Да, конечно.

А: Это наша очень большая беда — капитуляция человечества. Люди, имеющие по пять высших образований и дипломатические отношения, вынуждены разговаривать языком снарядов, бомб, взрывов, смертей и геноцидов. Нам всем очень тяжело это принять и признать, что мы все в этом участвуем.

vagonovozhatye-interview

А как в таких условиях себя должны вести деятели культуры? У вас сперва была радикальная позиция, сейчас она стала более мягкой.

В: Изначально планировали петь о другом, но, когда начали записываться, я сказал Антону: "Не могу сейчас высказываться на какие-то абстрактные личные темы". Но "Стартап" и про здоровье общества в каком-то смысле.

А: Песня "Пунктир" посвящена проблемам переселения и беженцам.

В: Антон правильно всегда говорит. Нельзя все время говорить о войне, так она никогда не закончится.

C: Но глаза мы на это не закрываем точно.

В: Нельзя сказать, что для нас эта тема неактуальна. Просто мы на этот счет уже высказались. Быть группой, которая постоянно пишет про русско-украинские отношения, не хочется. Свою гражданскую позицию мы не поменяли и по-прежнему отказываемся от выступлений в России, хоть нам там и тур совсем недавно предлагали.

vagonovozhatye

Но там же музыканты какие-то сумасшедшие деньги зарабатывают. Некоторые украинские артисты в России выступают.

В: Конечно. И нам постоянно об этом говорят. Но ехать туда и выступать для этих людей я как-то внутренне не готов. Ну и никто из нас не готов. Да, Антон?

А: Конечно. Это абсолютно осознанное решение 3-х человек. Но осуждать — тоже не наш метод.

В: Одно дело, когда кто-то едет и поет легкую танцевальную музыку. Другое дело, если поедет группа, которая абсолютно открыто говорит о "хунте" и "ватниках". 

И не хотелось бы спеть "Хунту" на Красной площади?

С: Насколько я знаю, после Prodigy они запретили там что-либо проводить. Шансов мало.

А: Знаешь, нам уже три года скоро, мы ни разу не выступали в России, но в каждом интервью мы о ней говорим. (Смеются.)

vagonovozhatye

Недавно вы публиковали в фейсбуке какие-то световые проекции на зданиях. Там были надписи "Позняки" и "Березняки" — вы снова сотрудничаете с виджеями, как раньше с Tenpoint?

В: С  Tenpoint продолжаем сотрудничать. А совсем недавно появился еще один творческий партнер — Laser Studio.

С: Ветераны киевских лазеров.

В: Нам очень повезло — вообще, это очень дорого, а они сами нам поработать предложили. Это одна из самых востребованных компаний в Украине — а за счет наших шоу они самовыражаются. Наш клип совместный уже практически готов. Ну как готов — он был снят на мобильный телефон.

А: Будет смесь лоу-фая и этих супердорогих технологий. Мы в позапрошлое воскресенье полдня снимали и поставили на уши все Осокорки. (Смеются.)

В: Да, мы же реально поставили на дом эту вертушку лазерную, дизельный генератор и снимали на два телефона. Я в выходные уже собираюсь его доделать.

С: Валентин взялся за монтаж.

Ничего себе.

С: Да, делает все сам. Готовимся к концерту, подогреваем интерес.

(Релиз клипа на трек "Эффект лестницы" состоялся, пока интервью готовилось к публикации.)

vagonovozhatye

Кстати, о концерте. Он же в один день с тем самым событием.

С: Да-а-а, с Евровидением, 13 мая.

Не боитесь конкуренции или еще чего?

В: Мы готовим достойную программу.

А: Опять же, мы не идем легким путем. Если люди цинично считают нормальным участвовать в этом конкурсе домохозяек, то мы точно так же цинично считаем, что делать наш концерт в день Евровидения — это нормально.

В: Когда мы назначали, не знали, что это тот же день. Скоро покажем в анонсе, какое сумасшедшее шоу готовят Tenpoint и Laser Studio.

С: Так мы еще к концертам не готовились никогда.

А: Визуальной составляющей будет отделена значительная часть выступления.

В: У нас, конечно, нет таких бюджетов, как у Евровидения, но по уровню концептуальности мы будем гораздо круче. Нам бы было не стыдно потом это шоу в Берлине показать.

vagonovozhatye-interview

Мне кажется, с вами очень приятно работать: вы друг друга и никого вокруг не трогаете, не лезете в творческие процессы.

А: А знаешь почему? Мы молодая группа, но каждый из нас давно на сцене. Мы уже все отспорили и отсамовыражались, каждый уже успел порвать на груди тельняшку. Сейчас мы хотим, чтобы все получалось легко и ненапряжно.

vagonovozhatye

За все время, что вы на сцене, слушатель изменился?

В: Изменился.

А: Слушатель вырос. Он получает больше культурной подпитки, становится моложе. Новое поколение выросло в другое время, ему не шарашили по голове молотком коммунистической идеологии. Эти люди гораздо более свободны, им никто ничего не навяжет.

В: Когда в этом городе в первый час продаж на Alt-J продается 600 билетов за полгода до концерта — это большой показатель. Доказывает, что все менеджеры наших радиостанций, которые "не знают, что ставить в эфир", — это ископаемые. В какой-то момент они проснутся в мире, которому будут не нужны. Уже сейчас они нужны только потребителям Олега Винника, молодая аудитория давно пошла по другому пути. И в Киеве наконец-то появились достойные концертные площадки, которых не было раньше.

А: Мы в свое время очень устали играть в малюсеньких пивных залах, арт-центрах, кафе и на других, не предназначенных для нашей музыки площадках. Когда все друг у друга на головах и пропадает звук. Это тоже было прекрасное время, но хорошо, что оно закончилось.

В: К тому же появилась культура хождения на концерты.

Да, люди наконец-то готовы платить деньги за билеты.

С: Но знаешь, есть и обратная сторона телевизора. Люди, которые собирают полные залы после участия в определенных шоу. Я не совсем понимаю, кто эти шоу смотрит. Та же прогрессивная молодежь? 

Регрессивная?

А: Регрессивная молодежь! (Смеются.)

С: Но прирост публики ощущается очень сильно. Те команды, что собирали сотни человек на концертах, теперь собирают тысячи.

В: Ну представьте, что на Евровидении выступают "Вагоновожатые". Мы бы от этого не стали больше людей собирать.

vagonovozhatye

Какую музыку сейчас слушаете? Назовите несколько музыкантов или альбомов.

C: Ой, меня как раз один ресурс недавно просил это сделать. 

Все это любят.

С: Ехал сейчас на нашу встречу и слушал новый Jamiroquai. Приятно удивил, хотя я не его фанат. 

А: Прикольный.

С: Еще из новых релизов очень понравился такой исполнитель Sir Was и группа Weval. Это из того, что свежее. 

В: Я слушаю все подряд, все время пытаюсь зафанатеть от какой-то новой электронной группы. Но сегодня ехал на работу и слушал Coldplay — альбом Parachutes фиг знает какого года.

А: Это лучший их альбом. Первый.

С: А вот этот первый трек, самый. Та-да-да-та-та...

(Вместе поют Coldplay — Don't Panic и смеются.)

В: Еще я слежу за певицей Banks и ее продюсером Sohn, но его последний альбом меня не очень впечатлил. Еще слушаю FKA Twigs и Alt-J.

С: И Джеймса Блейка. 

В: Да.

А: Это то, что нас объединяет. 

Джеймс Блейк, кстати, вас и с Ясмин Хамдан объединяет.

С: Она тоже любит его? Круто!

А: Я готовлюсь к ее концерту, слушаю новый альбом. А нам троим очень мало одинакового нравится, слишком разные вкусы.

В: Я еще очень люблю M.I.A., но слушаю ее в основном в спортзале. 

vagonovozhatye

А теперь назовите каждый по одному самому крутому музыканту в мире.

В: Остановлюсь на Томе Йорке. 

А: А я, пожалуй, скажу — Джон Леннон.

С: Тогда у меня пусть Кобейн будет!

vagonovozhatye

 

Buro 24/7 благодарит Киевский метрополитен за помощь в проведении съемки.

Читайте также: Ясмин Хамдан: "Бояться — это не выход".