
Танцовщик Иван Путров: "Сегодня многое решает пиар"
Интервью Buro 24/7
Иван Путров — премьер Королевского балета Великобритании, успешный танцовщик-фрилансер и балетный продюсер. Уже во второй раз он собирает в Киеве именитых артистов со всего мира, которые в рамках проекта Men in Motion покажут зрителям 100 лет истории мужского танца за 100 минут.
Накануне премьеры новой программы Иван рассказал Buro 24/7, зачем ему собственный проект, почему непросто быть премьером в балетной труппе и что делает с артистом пиар.
В балет стоит идти, только если ты настолько хочешь им заниматься, что не видишь другого выбора. А если желания нет, то не стоит даже тратить время на то, что у тебя не выйдет.
По статистике, вторая по популярности активность в британских школах после футбола — танец. Истории о том, что мальчики неохотно идут в балет, — абсолютное клише.
В Men in Motion я стараюсь показать вехи в развитии мужского танца, которые сегодня не кажутся чем-то особенным, но в свое время они произвели революцию. Можно ли было представить в XX веке "Лебединое озеро", в котором все лебеди — мужчины? А в XXI веке это уже естественно.
Один из моих любимых балетов — 10-минутная постановка Михаила Фокина "Видение розы". Она — как "Лебединое озеро" для мужчин. Из-за нетипичной для балета пластики рук "Лебединое озеро" становится открытием для танцовщицы. Так же и "Видение розы" становится открытием для мужчины.
Сегодня от танцовщика требуют быть артистом, художником и созидателем. Но в то же время их загоняют в рамки балетной иерархии, которая существует с конца XVII века. От этого конфликта страдают очень многие — как руководители трупп, так и сами артисты. Поэтому мне интереснее заниматься собственными проектами.
Как оценить успех проекта? Количеством зрителей, которые пришли? Или количеством зрителей, которые не ушли со спектакля? Как громко хлопали? Какие отзывы потом? Мы с командой сошлись на том, что успех определяется состоянием счастья. Поймали это ощущение — значит, успех!
В мире нет таких вещей, которые не относились бы к тому, чем я занимаюсь, ведь танец очень многогранен. Например, мне нравится мода. Если задуматься, тот период в истории танца, с которого начинается Men in Motion, — это время, когда и мода получила импульс в развитии. Дягилев для своих "Русских сезонов" выбирал не только сильных хореографов, танцовщиков, композиторов, но и дизайнеров — Леона Бакста, Коко Шанель.
Я бы очень хотел поработать с дизайнером шляп Филипом Трейси, предложить ему полностью создать костюмы для постановки. Мода — это большое поле, откуда можно черпать вдохновение и энергию созидать что-то новое.
Сейчас так много танцовщиков, которые говорят: "Ой, я станцевал "Жизель", "Ой, я станцевал еще что-то". Прямо как открыл бутылку, выпил водички и вот — я уже и "Дон Кихота" станцевал. А ведь раньше очень долго готовили роль, бывало – по полгода. Теперь все становится неважно — выучил движения, вышел, сделал, и уже можно писать "легенда балета". Это смешно.
К сожалению, сегодня многое решает пиар. Вы себя назвали легендой или звездой, кто-то подхватил, а что за всем этим стоит на самом деле, никто и не знает.
Лет 20 назад я видел Михаила Барышникова на сцене. После спектакля он вышел на поклон, один человек в зале особенно неистово ему аплодировал и кричал "Браво!". Барышников посмотрел на него и одним взглядом дал понять, что вся эта реакция на то, что было когда-то давно, теперь неуместна. Нужно смотреть и оценивать, как и над чем артист работает сейчас.
Как танцовщику мне интересно созидать новое. Так в свое время появился балет на музыку Pet Shop Boys, так появятся и мои будущие проекты.
Танцу покорны абсолютно все возрасты.
Подготовила Полина Булат.
Читайте также: Хореограф Дуайт Роден: "У танцора нет предела возможностей".